Узбекистан начал разбирать один из трех железнодорожных путей в Таджикистан, до этого предупредив попавшего в географический тупик соседа об отключении газа.
Таджикистан граничит с Китаем, Киргизией и Афганистаном, но железная дорога пролегает лишь через Узбекистан, а автомобильные пути в высокогорной республике часто оказываются недоступны из-за снегопада или оползней. Воздушного сообщения между бывшими республиками СССР нет, действует визовый режим, а граница заминирована, предает Reuters.
"Госкомпания Рохи охани Точикистон (Таджикские железные дороги, ТЖД) получила сведения о том, что госкомпания УТИ (Узбекистон темир йуллари, Узбекские железные дороги) приступила к разбору железнодорожных путей по маршруту Амузанг-Хатлон", - говорится в сообщении таджикских железнодорожников, распространенном в пятницу.
"Таким образом, движение поездов по Хатлонскому направлению становится невозможным".
Дорога ведет на густонаселенный юг республики, где проживает более трети 7,5- миллионного населения Таджикистана.
Это усилит нагрузку на остающиеся железнодорожные ветки и автодороги, инфраструктуру, доставшуюся в наследство от СССР.
Накануне стало известно, что Узбекистан решил продать Китаю дефицитный природный газ, предназначавшийся Таджикистану, который за 20 лет независимости не избавился от топливной зависимости от соседа и с отключением газа рискует потерять в доходах от экспорта алюминия. . Узбекские официальные лица отрицают иную подоплеку, кроме хозяйственной, но Душанбе уверен, что Ташкент нажал на рычаг влияния в споре по поводу гигантской Рогунской гидроэлектростанции. Таджикистан надеется возродить свою экономику за счет экспорта электроэнергии путем реанимации проекта советских лет. Узбекистан против, опасаясь, что этот проект губителен для узбекского аграрного сектора.
В случае завершения проекта мощностью 3.600 мегаватт Таджикистан, беднейшая республика Центральной Азии, может сделаться крупнейшим экспортером электроэнергии в Афганистан и Пакистан.
Таджикские железнодорожники говорят, что участок пути, который разбирают узбеки, перестал функционировать с прошлого ноября и что Ташкент отказался от предложенной Душанбе помощи в ремонте железнодорожного моста.
"Узбекистан, зная, что Таджикистан полностью зависит от транзита грузов и природного газа по его территории, использует именно эти рычаги давления на соседа", - сказала Reuters таджикский политолог Мухаббат Саидова.
По ее мнению, сужение транспортного коридора чревато ростом инфляции: Таджикистан импортирует по железной дороге нефтепродукты и продовольствие, поступающие в основном из Казахстана, России и Туркмении.
"Главная цель Узбекистана - заставить Таджикистан отказаться от строительства Рогунской ГЭС", - считает Саидова.
С февраля прошлого года под эгидой Всемирного банка финские, итальянские и британские консультативно-инжиниринговые компании проводят экологическую экспертизу недостроенной Рогунской ГЭС.
По мнению политолога, Душанбе обратится за политической поддержкой к России, которая уже высказывалась за разрешение спора вокруг Рогуна, и Казахстану в надежде, что те повлияют на партнера по постсоветскому торгово- военному блоку.
"Конечно, решение проблем во многом зависит от стран-политических тяжеловесов - России и Казахстана, с которыми и Таджикистан, и Узбекистан связаны большими интересами", - сказала Саидова.
"Лишаться Рогунского проекта для страны смерти подобно и всю жизнь зависеть от капризов "братского государства" Таджикистан не станет".
Представители железных дорог Узбекистана и узбекского диппредставительства в Таджикистане не были доступны для комментариев.
Роман Кожевников, Душанбе
Похожие статьи:
Политика → Таджикистан на распутье
Новости → Всемирный банк выделил средства на энергетический проект в Таджикистане
Новости → Из-за отсутствия контракта Узбекистан отключил газ Таджикистану
Политика → «Корпорация развития», как модель борьбы с наркотрафиком
Новости → В Узбекистане запретили «Википедию»
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями