Театр - целый мир, и мир - театр

27 марта 2011 -
article168.jpg

Сегодня, во Всемирный день театра, поздравляю не только тех, для кого этот праздник является профессиональным, а каждого человека. Театр является отражением нашей жизни, в которой каждый исполняет выбранную им роль, носит множество масок–социальных ролей. Роль театра невозможно переоценить. Театр – целый мир, и мир – театр. 

"Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль"

Уильям Шекспир

 

Сегодня неуклонно возрастает роль театра, а главное, плотно связанного с ним понятия актерского мастерства. Создаются новые театральные школы, где теперь преподают театральные науки для всех желающих. Годами, отработанные актерские психотехники шагают в «народ». И вот уже знаменитые системы Михаила Чехова, Станиславского берут себе на вооружение тренеры-психологи. 
Теперь уже не только в Америке, но и в некоторых школах России актерское искусство преподают со школьной скамьи. Эти знания помогают в дальнейшем не бояться выступлений перед большой аудиторией, помогают  ощущать тело, развивают воображение, учат управлять не только своими чувствами, но и чувствами окружающих. 
В США наиболее известна актерская школа Михаила Чехова (племянника Антона Павловича Чехова), который уехал после революции из России и обосновался в Америке. Он разработал собственную технику, очень отличающуюся от известнейшей техники Станиславского, и благодаря ему, Голливуд до сих пор работает с актерами именно по этой технике.

 «Предлагаемая книга есть «подгляд» творческого процесса. «Подгляд» начался много лет назад, еще в России, а затем продолжался в Латвии, Литве, Польше, Чехословакии, Австрии, Германии, Франции, Англии и Америке. Актеры и режиссеры всех типов, школ, направлений и калибров прошли перед моими глазами. Приведение в порядок, систематизация и упрощение накопившегося материала заняло целый ряд лет. В 1936 году miss Beatrice Straiht открыла в Англии (Devonshire, Dartington Hall) театральную школу, из которой, по ее замыслу, должен был образоваться театр. Там я, как руководитель школы, получил возможность произвести ряд ценных экспериментов. Перед войной школа была переведена в Америку. Там она превратилась в профессиональный театр (“Chekhov Players”). Дав несколько спектаклей на Broadway, театр стал разъезжать по штатам в качестве пионера принципов театрального искусства»  
 «Последствия развития внимания. Овладев техникой внимания, вы заметите, что все ваше существо оживет, станет активным, гармоничным и сильным. Эти качества проявятся и на сцене во время игры. Бесформенность и расплывчатость исчезнут, и ваша игра получит большую убедительность.Одновременно с упражнениями на внимание делайте и упражнения на воображение».
 «Если под влиянием упражнения вы почувствуете, что в вас вспыхнуло творческое состояние, что вы сами хотите сыграть тот или иной момент, — ПРЕКРАЩАЙТЕ УПРАЖНЕНИЯ И ОТДАВАЙТЕСЬ ТВОРЧЕСКОМУ ИМПУЛЬСУ. Конечная цель всякого упражнения (как и всего предлагаемого метода) есть пробуждение творческого состояния, умение вызвать его произвольно».

«Как вы репетируете в воображении, получает тонкие импульсы, исходящие из ваших переживаний, оно прорабатывается не меньше. Чем во время репетиций на сцене. Оно готовится стать телом вашего образа, усваивает его характер и манеру движений. Пробужденные вашим воображением творческие чувства, проникая в тело, как бы ваяют его изнутри».
«Миссия атмосферы. Известно, что искусство вообще относится к сфере чувств … атмосфера есть сердце всякого художественного произведения, и следовательно, всякого спектакля. Чтобы лучше охарактеризовать миссию атмосферы, я предложу сравнение.
Человек есть существо трехчленное: в нем гармонически сочетаются, влияя друг на друга, мысли (образы), чувства волевые импульсы. Представьте на минуту такое человеческое существо, у которого функция чувств отсутствует вовсе и только мысли и воля пробуждены к жизни. Какое впечатление получите вы от такого существа? Оно предстанет перед вами как разумная, необыкновенно тонкая и сложная машина. Но это уже не будет человек. Мысли и воля, если они приходят во взаимодействие непосредственно, без того чтобы их пронизывали и соединяли чувства, опускаются на ступень ниже человеческой. Возникает тенденция к разрушению. В примерах нет недостатка, их можно найти в личной, общественной, политической и исторической жизни. Так же точно и в искусстве вообще и в театре в частности…
В материалистически-рассудочную эпоху, как наша, люди стыдятся чувств, боятся иметь их и нелегко соглашаются признать атмосферу как самостоятельно существующую область чувств. Но если отдельный человек еще может иметь иллюзию жизни без чувств, то искусство умрет, когда чувства перестанут проявляться через него. Произведение искусства должно иметь душу, и эта душа есть атмосфера. Великая миссия актера: спасти душу театра и тем самым спасти будущий театр от механизации».
Из книги Михаила Чехова «О технике актера»

Техники Михаила Чехова направлены на развитие воображения, развитие действия актера, берущего свое начало от первого жеста, на создание атмосферы, способной завораживать внимание зрителя. Это исключительно интересные техники. В свое время, обучаясь актерскому мастерству именно по методике Чехова, я с удивлением отметила схожесть обучающих приемов с медитативными практиками йоги, с упражнениями Рудольфа Штейнера, направленными на развитие внутренних способностей, с парадоксальными действиями дзена. В этой технике не афишируется, но явно прослеживается направленность на работу с внутренними, так называемыми тонкими психологическими энергиями человека.

Похожие статьи:

НовостиФестиваль практической психологии

КультураНе требуйте от ребенка невозможного

КультураЖенщина в глазах мужчины.

Новости27 марта - Всемирный день театра

КультураПриглашение зависеть

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: +2 Голосов: 2 3309 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]