Ольга Писарик снова порадовала нас интересной находкой – статьей известного американского психолога Элейн Арон (Elaine Aron) о высокочувствительных людях. Думаю, эта статья будет интересна и полезна для многих, интересующихся психологией.
Читая статью, по словам Ольги Писарик, нужно заметить, что застенчивые люди - не всегда высокочувствительные люди, а высокочувствительные люди - не всегда застенчивы. Например, застенчивость (особенно среди детей) часто объясняется не высокой чувствительностью, а стремлением оградить свои привязанности от влияния из-вне, а высокочувствительные люди часто носят маску очень общительного, компанейского человека.
Далее - оригинальный текст с сокращениями.
Ярлыки, часто наклеиваемые на застенчивых людей, мешают увидеть их уникальные таланты. Кроме того, определения вроде «застенчивый» или «интроверт» путают причину со следствием. Застенчивость – это последствие явления, которое исследователь-психолог Элейн Арон описывает как повышенную чувствительность. Как любой хороший исследователь она написала свою обязательную монографию на тему: «Человек с повышенной чувствительностью: как выжить, когда мир тебя перегружает». Хотя не все чувствительные люди застенчивые, Арон предлагает интересную теорию психологического устройства застенчивых людей, а также описывает исключительное призвание, которое может быть у гиперчувствительных людей.
Вначале, исследование Арон показывает, что для «застенчивых» людей характерна повышенная чувствительность восприятия. Они получают очень много информации и замечают те детали, которые упускает большинство. Это делает их прекрасными наблюдателями. Но здесь возникает проблема: информации становится слишком много, на человека воздействуют все стимулы. Для людей с повышенной чувствительностью проблема в том, как блокировать нежелательные стимулы. Проще говоря, яркий свет, громкая музыка, хаотичная обстановка или оживленный разговор – вещи, которые обычно не вызывают стресса у других, у гиперчувстительного человека вызовут чувство тревоги или усталость. Они хуже переносят возбуждение, и глубже погружаются в любой опыт или общение. Они в буквальном смысле чувствуют чужую боль. Как замечает Арон, когда гиперчувствительный человек входит в комнату «они постоянно оценивают, насколько они здесь желанны, каковы настроения, симпатии и антипатии окружающих».
Недостатки гиперчувствительности особенно заметны в напряженных ситуациях, с высоким уровнем стимуляции. «То, что вызовет лишь небольшое возбуждение у большинства людей», - пишет Арон. – «у гиперчувстительных людей вызовет перевозбуждение нервной системы. То, что вызовет у большинства сильное возбуждение, вызовет у гиперчувствительного человека истощение, пока они не достигнут состояния, которое называется «запредельное торможение». В этом состоянии им обычно нужно погрузится в себя и восстановить энергию.
Запредельное торможение было открыто русским физиологом Иваном Павловом (также морившим собак голодом до слюноотделения), который был убежден, что «большинство врожденных различий между людьми заключаются в том, как они достигают предельного состояния и быстро достигающая предела нервная система представляет собой фундаментально отличный тип». Таким образом, особенности гиперчувствительных людей не являются правильными или неправильными, плохими ли хорошими, лучшими или худшими, они просто по-другому устроены. Тем не менее, они вероятно, не подходят для стрессовой работы, на которой они будут постоянно подвергаться риску сенсорной перегрузки. Дилемма гиперчувствительных людей, как формулирует ее Арон, в том, что они «меньшинство, чье право на меньшую стимуляцию постоянно игнорируется в нашем обществе».
Хотя люди с острой чувствительностью хуже переносят стрессы, их устройство имеет и массу плюсов. Исследование Арон определило, что гиперчувствительные люди также часто демонстрируют интуицию, креативность, страстность и сочувствие к другим. Они могут быть очень порядочными и предупредительными, артистичными и изобретательными. На рабочем месте они «быстрее других замечают ошибки и лучше избегают их», а также они «способны полностью сконцентрироваться на работе». Гиперчувствительные люди особенно хороши для выполнения задач, в которых требуется «бдительность, аккуратность, скорость и внимание к деталям». Это вполне хорошо описывает качества хорошего программиста, и может быть, это частично объясняет, почему гиперчувствительные люди так часто работают с компьютерами: когда уровень стимуляции легко контролировать и предсказывать.
У гиперчувствительных людей «информация откладывается на более глубоких уровнях семантической памяти», это значит, что они лучше понимают нюансы, они более креативны. Из-за своей чувствительности, они более склонны к сопереживанию, чем средний человек. Гиперчувствительные люди могут стать прекрасными советниками, консультантами, наставниками и ассистентами.
Они также играют огромнейшую роль в обществе в целом, как считает Арон. В нашей агрессивной культуре, действия ценятся больше, чем предусмотрительность, когда высокий уровень конкуренции является нормой, скромность перестает быть достоинством, люди, которые не действуют по первому импульсу, начинают терять перспективные возможности. В таком обществе, кроткие если и наследуют землю, то только потому, что у них нет выбора. Нас учат рисковать, бросаться в неизвестность. Хотя эти качества важны в обществе, они также заключают в себе проблемы. Как класс, согласно Арон, гиперчувствительные люди необходимы для восстановления баланса – в мире, где требуют повышенной настойчивости и уверенности, они могут остановиться и подумать. Арон предлагает аналогию: гиперчувствительные люди в обществе – это как Верховный суд для исполнительной власти. Они смотрят, прежде чем пробовать, думают, прежде чем идти за толпой, они останавливаются, чтобы прислушаться к своей совести. Как пишет Арон, «у них есть дар предвидения… они думают о благе простых людей, тех, от кого зависит общество. Они никогда не будут разжигать войны или эксплуатировать землю».
... Возможно, главный дар гиперчувствительных людей – это врожденное понимание того, о чем писал Питер Томпсон, и о чем так часто забывается в агрессивной культуре, где превозносят конкуренцию, а не сотрудничество: «Легкое, нежное, чувствительное прикосновение стоит целой горы мускулов».
Ольга Писарик
Похожие статьи:
Новости → Фестиваль практической психологии
Культура → Приглашение зависеть
Культура → Не требуйте от ребенка невозможного
Культура → Театр - целый мир, и мир - театр
Культура → Женщина в глазах мужчины.
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями