ООН и Всемирный банк предупреждают об опасности нового продовольственного кризиса. Причиной его, считают эксперты, будут не плохие урожаи, а финансовые спекулянты, играющие на повышении цен на продукты питания.
Рост цен и его причины
В 2007-2008 годах голодные бунты прокатились более чем по тридцати странам мира. 115 миллионов человек оказались в крайней нищете из-за непомерного роста цен на основные продукты питания. Например, рис и зерно подорожали тогда на 120 процентов. Потом они на какое-то время подешевели, но теперь ООН и Всемирный банк вновь бьют тревогу: цены на большинство сельхозпродуктов вновь достигли уровня 2008 года.
Возглавляющий Центр исследований развивающихся стран профессор Йоахим фон Браун (Joachim von Braun) - один из ведущих экономистов в сфере сельского хозяйства. Ранее он руководил Международным институтом исследований продовольственной политики (Food Policy Research Institute). Брауну хорошо знаком весь комплекс причин, вызывающих рост цен на продукты питания. "В сельское хозяйство инвестировалось недостаточно средств, запасы продуктов уменьшились, возникли торговые барьеры и чрезмерно завышались субсидии производителям биотоплива", - объясняет эксперт.
Если возникает дефицит на какой-то вид товаров, то этот товар автоматически дорожает. В случае с продуктами питания это ведет к фатальным последствиям: в то время как домашние хозяйства в промышленно развитых странах в среднем тратят на питание от 10 до 20 процентов своего дохода, в развивающихся странах этот показатель составляет от 60 до 80 процентов. Удвоение цен на рис и зерно означает для трех миллиардов самых бедных жителей планеты, что они не смогут платить за еду.
Трейдеры, стабилизирующие рынок
Многими сельхозпродуктами торгуют на биржах, где, объясняет фон Браун, есть две разные группы участников рынка. Представители одной - обычные трейдеры - хотят купить зерно и перепродать его переработчикам. И производители, и переработчики заинтересованы в том, чтобы обезопасить себя от будущих колебаний цен.
Первые боятся их возможного падения, а вторые, напротив, - роста. Поэтому и те, и другие заключают договоры с трейдерами на будущий урожай - фьючерсные контракты. В результате биржевой торговец берет на себя все риски, связанные с колебаниями цен, но и может воспользоваться всеми появляющимися шансами. В итоге такие трейдеры стабилизируют рынок и цены на нем. Ведь основой фьючерсных контрактов, которыми они торгуют, являются фактические поставки зерна.
Биржевые спекулянты и их бизнес
Совершенно иначе ведут себя игроки второй группы биржевого рынка - так называемые финансовые инвесторы или спекулянты. Они тоже торгуют фьючерсами, но совсем не интересуются физическим наличием товара, ориентируясь только на огромные доходы, которые можно извлечь, делая ставки на повышение или падение цен.
В начале 2000-х годов лопнул рынок так называемых доткомов (интернет-компаний), а после кризиса 2008 года - рынок недвижимости. Это вынудило финансовых спекулянтов искать новые сферы вложения капитала. И тогда банки, страховые компании и хедж-фонды открыли для себя рынок сырьевых ресурсов как перспективную площадку для спекуляций. При этом они утверждают, что ставки на будущие цены на тот или иной товар не влияют на его фактическую цену. Профессор Йоахим фон Браун с этим не согласен: "Деятельность таких биржевых игроков существенно влияет на реальный рынок".
Как остановить спекулянтов?
Существенно - это очень мягко сказано. К концу марта 2011 в ценные бумаги с целью игры на повышении цен на сельхозпродукты было вложено 120 миллиардов долларов. Как подсчитали эксперты британского банка Barclays, ежемесячные инвестиции составляли от пяти до десяти миллиардов долларов. Только на чикагской товарной бирже объем контрактов на продажу пшеницы превысил размеры собранного урожая в восемь раз.
Неудивительно, что все громче зазвучали голоса экспертов, требующих запретить инвестиционные фонды, которые специализируются на вложениях в сельхозпродукты и энергоносители. Так далеко со своими предложениями профессор фон Браун не заходит. По его мнению, нужны ясные правила, регулирующие деятельность тех, кто играет на повышении цен на продукты питания и ими вообще не интересуются.
Лазейка закрывается
"После финансового кризиса 2008-2009 годов банковский сектор постепенно оказывается под пристальным контролем регулирующих органов", - отмечает Йоахим фон Браун. И добавляет, что товарные фьючерсные рынки в этом смысле по-прежнему остаются лазейкой для любителей высокого риска и сверхприбылей. Сейчас ее медленно начали закрывать, первыми за это взялись американцы.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США в октябре одобрила проект документа, регулирующего торговлю нефтью, металлами и зерном. Он, в частности, ограничивает число контрактов, которые имеет право купить каждый биржевой игрок. Брюссель решил не отставать от Вашингтона. Еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье уже представил пакет законопроектов, нацеленных на реформу правовых основ финансового рынка.
Авторы: Рольф Венкель, Владимир Дорохов
DW
Похожие статьи:
Политика → Война за хлеб, или голод как фактор риска
Здравоохранение → Нездоровое питание приводит к катастрофическим последствиям
Политика → Проблема голода: в чем виновата Европа?
Общество → Голод - проблема политическая
Политика → Есть ли голод в богатых странах?
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями