«Стратегическое видение» Збигнева Бжезинского

12 февраля 2012 - Администратор
article1387.jpg

Новая книга известного американского политолога Збигнева Бжезинского "Стратегическое видение: США и кризис глобальной силы" ("Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power") вышла в свет в начале года. На этой неделе в Вашингтоне состоялась презентация издания, в котором экс-советник по нацбезопасности при президенте Картере пишет о современных изменениях в распределении глобальной власти, усиленных феноменом массового политического пробуждения.

Он анализирует нынешний кризис американской политики, развитие геополитической ситуации в мире до 2025 года, условия для сохранения ведущей роли США в долгосрочной перспективе, среди которых концепция более "широкого" Запада с привлечением Турции и России. Вместе с положительными сценариями политолог предупреждает о возможных последствиях "упадка" Америки, в том числе для ряда конкретных стран, в частности и Украины.

 

США ныне - как СССР перед распадом

 

Бжезинский выражает обеспокоенность тем, что Америка начала ХХІ века имеет определенное сходство с Советским Союзом незадолго до его распада. В частности, напоминает он, что экономика СССР на том этапе была неконкурентоспособной в связи с чрезмерными военными расходами на постоянное соперничество со США и длительные действия в Афганистане, государственная система - неспособной на проведение изменений, внешняя политика - все более изолированной, а партийная элита - "цинично нечувствительной к росту социального неравенства с лицемерной маскировкой своего привилегированного образа жизни".

Анализируя в этом контексте ситуацию в США, политолог критикует "ценный односторонний подход Джорджа Буша младшего, который привел к десятилетней войне на Ближнем Востоке и краху американской внешней политики в целом".

Бжезинский замечает, что системную уязвимость США продемонстрировал и финансовый кризис, который, по его мнению, стал следствием американской "культуры самоудовлетворения и дерегулирования, которая началась во время правления Клинтона и продолжалась под руководством Буша". Таким образом, по словам политолога, "супероптимизм", касающийся окончательной победы либеральной демократии, возникший в 1991 году после распада социалистического блока и СССР, был преждевременным.

"Эти параллели, даже если они и превышены, усиливают аргументы в пользу того, что Америка должна обновляться и стремиться к всеохватывающему и долгосрочному геополитическому видению, соответствующему вызовам меняющегося исторического контекста", - приходит к выводу Бжезинский.

 

Новая миссия Америки и концепция более широкого Запада

 

В то же время, в Китае и других азиатских государствах смесь экономического либерализма и государственного капитализма продемонстрировала удивительную способность к экономическому росту и технологическим инновациям, констатирует политолог. Следовательно, для сохранения ведущей роли в мире США необходимо как ответить на внутренние вызовы, в частности проблемы с государственным долгом, финансовой системой, социальным неравенством, так и на глобальные - при условиях, когда центр значения смещается на Восток. Бжезинский определяет главную задачу и геополитическую императивную миссию США на следующие несколько десятилетий - "оживить самих себя и содействовать более широкому и жизнеспособному Западу, одновременно поддерживая сложный баланс на Востоке".

А чтобы построить более мощный Запад, Америка, с ее традиционными европейскими союзниками, должна стремиться к большему привлечению Турции и России, уверен Бжезинский. По его убеждению, до 2025 года Турция может уже стать членом ЕС, "возможно, перейдя на этот этап при некоторых промежуточных договоренностях относительно сложных требований членства в ЕС". Кроме того, политолог допускает, что при демократических преобразованиях в России "в течение следующих двух или более десятилетий совместные и обязывающие договоренности между Западом и Россией могут быть достигнуты, и при оптимальных условиях приведут в результате даже к членству России в ЕС и НАТО".

В этом контексте Бжезинский пишет о важности сотрудничества Европы и России в течение последующих десятилетий как на социальном и экономическом, так и на политическом и безопасностном уровнях, что, по его мнению "повысит готовность России к возможному членству в ЕС". В частности он вспоминает о расширении механизмов социального взаимодействия, правовых мероприятий, проведения совместных учений между НАТО и российскими военными, а также развитии новых учреждений по координации политики.

Последняя позиция интересна тем, что местом консультаций по вопросам общей политики между Соединенными Штатами, Европой и Россией (от Ванкувера до Владивостока) политолог предлагает сделать Киев. "Поскольку любые западные стремления относительно России, по всей вероятности, будут сопровождаться (или будут опережаться) аналогичными согласованиями с Украиной, институционное место такого коллегиального консультативного органа может быть расположено в Киеве (древней столице Киевской Руси, которая тысячу лет назад имела связи на высшем уровне с Западом), - отмечает Бжезинский. - Это место на востоке современной Европы, и на севере от Турции, будет символизировать обновленную жизнеспособность Запада и расширение территориальных границ".

 

Если Америка ослабеет

 

В случае же гипотетического упадка Америки в мире до 2025 года вряд ли произойдет "коронация" эффективного глобального преемника, прогнозирует Бжезинский. По его мнению, пока ни одна сила не готова к той роли, которую, по ожиданиям, после распада Советского Союза в 1991 году должны играть США.

"Более вероятным будет затяжной период достаточно неубедительной и несколько хаотической реорганизации как глобальной, так и региональной власти, без больших победителей и многими теми, кто потеряет, в условиях международной неопределенности и даже потенциально фатального риска для глобального благополучия", - считает политолог.

В списке тех, кто может пострадать вследствие ослабления США, он рядом с Северной Кореей, Тайванем, Израилем, Афганистаном и Пакистаном называет Грузию, Беларусь и Украину. "Американский упадок оставит Грузию полностью уязвимой с точки зрения российского политического запугивания и военной агрессии, - пишет Бжезинский. - Подчинение Грузии России, скорее всего, приведет к эффекту домино и относительно Азербайджана, который является ключевым поставщиком для южного коридора".

Европа в целом, таким образом, будет находиться под давлением приспособления к политической повестке дня России, акцентирует политолог, принимая во внимание важную роль, которую играет Баку для энергетической диверсификации европейского региона.

Россия также будет иметь возможность почти без рисков поглотить Беларусь, которая и через 20 лет сохраняет политическую и экономическую зависимость от Москвы, считает Бжезинский. Причем, по его оценке, "при отсутствии американской поддержки и некоторых стран Западной Европы, скорее всего, будут безразличными в случае Беларуси". Политолог также прогнозирует, что Организация Объединенных Наций "будет в значительной степени пассивной" в этом вопросе. Страны Центральной Европы могут поставить вопрос о реагировании НАТО, но с Америкой в упадке, по его мнению, подобный коллективный ответ маловероятный.

Безболезненное поглощение Россией Беларуси может поставить под угрозу будущее Украины как действительно суверенного государства, продолжает Бжезинский. "От момента обретения Украиной независимости в 1991 году ее отношения с Россией были настолько же подвержены напряженности, как ее отношения с Западом были подвержены неуверенности", - отмечает он.

Политолог напоминает, что Москва неоднократно пыталась заставить Украину принять выгодную для России политику, используя газ в качестве политического инструмента. По его прогнозу, в случае упадка США Кремль будет продолжать оказывать давление на Киев с целью "присоединения Украины к Единому экономическому пространству, постепенно отталкивая ее от прямого контроля над крупными промышленными активами путем слияния и поглощения российскими компаниями". При этом Бжезинский пишет о возможности осуществления Москвой "тихих усилий, чтобы проникнуть в украинские службы безопасности и военного командования, и ослабить способность Украины защищать при необходимости свой суверенитет".

В конечном счете, не исключает он, "пассивная реакция Европы на поглощение Беларуси" и "успешное применение силы, чтобы запугать Грузию" может побудить российских лидеров попробовать в какой-то момент к "более нескрываемому воссоединению". "Но это может быть очень сложным делом, и возможно, будет требовать использования некоторых сил и во всяком случае наигранного экономического кризиса в Украине", - отмечает Бжезинский, добавляя, что Россия также будет рисковать спровоцировать "националистическую реакцию, особенно от украиноязычного запада и центра страны".

"Со временем Украина как национальное государство приобретает более глубокую эмоциональную приверженность молодого поколения, которая все чаще рассматривает украинскую государственность как норму и часть своей идентичности. Таким образом, время не может работать в пользу добровольного подчинения Киева Москве, но нетерпеливое российское давление для достижения этой цели, а также безразличие Запада, может создать потенциально опасную ситуацию на самой границе ЕС", - предупреждает политолог.

 

Укринформ, Наталья Костина, ВАШИНГТОН

Похожие статьи:

ПолитикаОпубликованы новые данные о расовом составе населения США

ПолитикаБаффет: растерзанная экономика США потянет на дно весь мир

ПолитикаПод шум племенных войн США ворует деньги

ПолитикаЧто значит быть бедным в США

НовостиStandard & Poor's снизило кредитный рейтинг США

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]