Говорить о неизбежности социально-политического взрыва в Украине пока что так же рано, как и о готовности власти его погасить.
Тем не менее, тема общественного бунта с каждым днем набирает всё больший интерес в обществе, оставив далеко позади надоевшие споры о бессмысленных выборах и губительных реформах. Одни говорят о новой «революции» со злобным страхом, другие с наивной надеждой, третьи просто злорадно и многозначительно ухмыляются.
Даже недавний переход Анатолия Могилева на другую работу некоторые сразу же связали с темой социальной напряженности в стране. Кое-то счел, что его сняли с должности главы МВД за то, что он не задавил акции «афганцев» и «чернобыльцев» в зародыше, допустил трансляцию этого провоцирующего хулиганства на всю страну. Их оппоненты, напротив, верят в Анатолия Владимировича и считают, что ему поручили управлять Крымом именно потому, что он способен держать полуостров в своих крепких руках, не допуская всякого там экстремизма и сепаратизма с чьей бы ни было стороны.
Такая перемена в настроениях людей вполне понятна. Все основные политические силы Украины не только не оправдали возложенных на них надежд, но и порядком разозлили избирателей. Сегодня мало кто верит, что нынешние парламентские партии способны выполнять свои обещания перед избирателями, что они вообще имеют такое желание! Отсюда происходит понимание бессмысленности голосования за всё одних и тех же «болтунов».
В то же время сложившаяся в стране система пустила настолько глубокие метастазы, что она просто не допустит своего демонтажа обычным конституционным путем. Политические «дедушки» даже не помыслят об этом, потому что это они же её создали и укрепили в соответствии со своими интересами. И они не позволят сделать это политическим «салагам», ежели такие новички вдруг объявятся и пойдут на выборы. Их затопчут еще во время избирательного марафона либо прокатят на подсчете голосов. Но даже если оные и попадут в парламент, то в лучшем случае они окажутся в роли бессильной оппозиции. А ведь их могут и купить, пригласив присоединиться к «коалиции» за определенное вознаграждение.
Вот почему от выборов к выборам растет число тех, кто просто перестает ходить на избирательные участки. И это вовсе не признак безразличия. Напротив, это говорит о здравомыслии людей, которые перестают жить пустой верой в обещания политиков и приходят к логическому выводу, что все эти годы их просто водили за нос. Так стоит ли давать себя обмануть еще раз?
А теперь на это растущее недоверие людей к власти, политическим силам и существующей системе наложите ухудшение экономической ситуации в целом плюс конкретные итоги «реформ» в налоговой и бюджетной сферах. Мы получим вовсе не скорбное терпение бедствующего народа (по Януковичу), а его сердитое бурчание. Последней же каплей, которая превращает недовольство в гнев, станет описание бюджетных расходов на причуды правящей элиты.
Вы можете спросить: почему в этом списке не упоминаются «репрессии против Тимошенко» или «антиукраинская политика власти»? Да очень просто – потому что эти факторы несущественны и совершенно не влияют на настроения общества. Как показала практика, «на защиту Юли» удалось собрать лишь несколько сотен бедных студентов, да и то не безвозмездно. А пресловутая «антиТабачная кампания» была организована маргинальными националистическими кругами. Итог этой суеты известен: постояли, покричали лозунги, помахали флагами, кинули несколько яиц. Унылое зрелище! Реакция власти была соответствующей.
Другое дело – лишение льгот и доплат «чернобыльцам» и «афганцам». Тут мы все видели, что попытки власти залезть в карман людей вызывали у них искренний гнев и ярость. И это был хороший пример того, что именно социальные вопросы для жителей Украины являются самыми острыми. Причем ломать резные двери государственной власти бросаются не столько самые бедные, которые, похоже, действительно привыкли молча терпеть и собирать бутылки, а те, кому есть что терять. Это тоже объяснимо: одно дело, если вам пообещали дать сто гривен, но так и не дали, и другое, если у вас отнимают пару тысяч кровных.
Конечно, дважды поломанный забор и разбитая дверь – это далеко не бунт. Это даже не «призрак революции», а просто слишком бурная акция протеста, которая стала сенсацией исключительно потому, что ничего подобного в Киеве давненько уже не было. Но можно сказать уверенно: гром грянул. И мужик испуганно перекрестился, начав вещать в микрофон что-то про массовую закупку оружия с целью свержения власти.
Разумеется, что никакого оружия, если таковым не считать сельхозинвентарь, никто массово не закупает. Наш Виктор Федорович, видимо, преувеличил или что-то напутал. Тем не менее, его реакция красноречиво говорит о том, что власть начала опасаться вероятности «восстания низов».
Подчеркнем: опасаться не попытки отнять власть у регионалов какой-то иной политической силой и не организованной Западом очередной «цветной революции», а именно классического бунта, когда разъяренная толпа не машет оранжевыми ленточками, а бьет дрекольем министров и их охранников, штурмует телецентры. Вспомним события в Киргизии и разбитое в фарш лицо тамошнего главы МВД! Или же настоящую гражданскую войну в Москве 1993-года…
Разумеется, во многих случаях за толпой недовольных стоят какие-то политические силы. Скажем больше: чем дальше людская масса заходит в своем бунте, тем более могущественные силы ею руководят. И это понятно, ведь организованное восстание имеет больше шансов на успешное развитие, чем спонтанная вспышка гнева в толпе разрозненного «пипла». Однако оно требует симбиоза толпы, решительно настроенной сбросить власть, и координирующей руководящей силы, которой эта толпа доверяет.
Сразу можем успокоить Виктора Федоровича и его окружение: в Украине пока что нет ни первого, ни второго. Хотя, если такие «реформы» будут продолжаться и дальше, мы получим, как минимум, разъяренную толпу – основу, «мясо» любого бунта. Вопрос лишь в том, когда именно это произойдет? Кто наиболее агрессивно воспримет очередное «покращення» и не остановится на вымещении своей злости на заборе вокруг Верховной Рады, а пойдет дальше?
Думается, что подобные вопросы задает себе и власть. Причем очень давно. Подготовка к обузданию возможных бунтов в Украине началась еще в начале 90-х годов и особенно усилилась после известных событий в Москве. Именно в те времена численность МВД и СБУ начала расти, как на дрожжах, а в обиход прочно вошла аббревиатура ОМОН. Отряд милиции специального назначения, созданный именно для борьбы с «беспорядками» еще в СССР, но прославившийся уже после его развала.
Впрочем, ввиду отсутствия народных волнений, украинскому ОМОНу приходилось «тренироваться» на футбольных фанатах и рыночных торговцах. Кстати, именно поэтому он на порядок менее боеспособный, чем их российские коллеги. Там в ОМОНе еще работают бывшие десантники-ветераны Чечни, да и вообще личный состав отрядов отправлялся в «командировки» в горячие точки. Поэтому российский ОМОН сегодня способен противостоять не только хулиганам с дрекольем, но и вооруженным революционерам. Хотя российские «народовольцы» ведь тоже могут иметь за спиной богатый военный опыт…
В Украине, как известно, с самого 1991 года стоит тишь да гладь торфяного болота, бурлящего пузырями коррупции. Украинские силовики не имеют никакого боевого опыта – за исключением небольшой патрульной службы в Ираке, откуда они ретировались после скандалов с контрабандой и кражами. Что такое родная милиция, прекрасно показали события в Одессе, где то ли ловили киллеров (как гласит официальная версия), то ли ликвидировали какого-то «тайного сотрудника» (как утверждают слухи в Интернете). Кстати, его уложили чудом только потому, что при бегстве из гостиницы он забыл сделать то, что всегда делают при прорыве боем «дети Кавказа» и вообще профессиональные душегубы – он не принял лошадиную дозу болеутоляющего (внутривенно или таблетками). Тогда бы болевой шок от ранения не свалил его на землю, и украинской милиции пришлось бы гоняться за ним еще очень долго.
Добавим: отсутствие боевого опыта – это пробел не только в физической подготовке, но и в психологическом тренинге. Где гарантия, что никогда не нюхавшие пороху омоновцы просто не разбегутся, когда столкнутся не с тщедушными «зверьками», а с прущими на них крепкими мужиками с дубьем (или действительно оружием)? За последние 10 лет в мире было немало примеров того, как «гвардия» делала ноги, бросая своих вождей на произвол судьбы. А в Украине данная проблема усугублена еще и чудовищной коррупцией в силовом руководстве – в конфликтных ситуациях украинские генералы и полковники думают не о том, как выполнить свой долг, а на чью же сторону им выгоднее переметнуться.
Вряд ли власть может серьезно рассчитывать и на СБУ, которая, к примеру, успешно «не заметила» подготовку «оранжевой революции». Зато время от времени раскрывает «попытки государственного переворота», арестовывая то стариков-грибников, то каких-то комсомольцев, то ломающих памятники хулиганов-националистов. Конечно, украинские наследники Дзержинского обладают хорошей сетью информаторов во всех политических и общественных структурах. А значит, теоретически способны заранее обезвредить любых потенциальных организаторов мятежей. Но это только теоретически!
Во-первых, как показала практика, руководство СБУ само не прочь перейти на сторону потенциальных мятежников, как это случилось в 2004 году. Во-вторых, серьезные организаторы бунта могут быть прекрасно осведомлены о наличии в своих рядах засланных казачков и банально переиграть украинских «чекистов», привыкших иметь дело с перепуганными глупыми «лохами». Ну и в-третьих, что самое неприятное для Банковой, – высокоинтеллектуальная СБУ окажется совершенно бесполезна, если в Киеве начнется обыкновенный стихийный бунт. Нет организаторов – некого и задерживать, останется лишь смешаться с толпой и пытаться разрядить обстановку криками «да ну его, мужики, айда по домам пиво пить!». Могут послушаться, а могут и прибить «провокаторов».
Словом, защищать сегодня украинскую власть практически некому. Защищать от бунтов, мятежей, переворотов и внешних врагов, а не от кучки пенсионеров с плакатиками или стариков с лукошками. И это при численности МВД и СБУ, в разы превышающей численность сталинского НКВД! Пожалуй, единственное, что до сих пор спасает власть от свержения с нанесением побоев – это недостаточный градус накала общества, которое еще не созрело для масштабного выражения недовольства в стиле Стеньки Разина.
И вот тут дальнейшее развитие ситуации зависит исключительно от благоразумия власти, перед которой стоит простой выбор. Она может продолжать свою безумную политику, уповая на защиту силовиков, и при этом таки рискует довести дело до большого греха. Но она может также собственноручно, без всякого СБУ и ОМОНа, ликвидировать саму почву возможных бунтов – тем, что повернется, наконец, к избирателям лицом, прислушается к их просьбам, выполнит хоть часть своих обещаний, превратив их из своих врагов в своих наиважнейших союзников. Что же выберут на Банковой? Думается, ждать ответа долго не придется, потому что сама ситуация в Украине подстегивает ход событий...
Виктор Дяченко
from-Ua
Похожие статьи:
Правовая защита → Что нам ждать от пенсионной реформы
Политика → Идейные наследники Геббельса в "государственном" прямом эфире
Политика → «Наши деньги»: риторика правильного социализма
Политика → Украина пустеет
Новости → Выборы в парламент Украины пройдут в октябре 2012 года, выборы президента – в марте 2015
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями