Из грязи в князи
Известно, что Прутник давно покинул пределы Украины, и с определенного момента предпочитает в стране не появляться. Украинские депутаты поговаривают, что видели его - кто в африканской Намибии, кто в Джибути или Лесото. Вернется ли когда-либо Эдуард Анатольевич на Родину тоже неизвестно. Зато многие в кулуарах парламента прекрасно помнят, почему Эдуард Прутник скрывается за рубежом.
Эдуард Анатолиевич Прутник
Прутник рос, как говорится, «ботаном». Хотя, после того, как минула сытая юность Прутника, зацепиться там было за что - из затюканного тихони он превратился в лихого воротилу бизнеса районного масштаба.
Чтобы понять причины бегства Прутника из Украины, нужно вспомнить с чего все начиналось, а именно о «донецком периоде» становления бизнесмена. А был этот период развития очень стремительным. Начав с товароведа в ООО «Строитель», минуя региональное отделение печальноизвестного банка «Украина» как раз в период его банкротства, Прутник перепрыгнул в кресло зампреда Донецкого облсовета, а затем и заместителя губернатора Донецкой области (в то время губернатором области был Виктор Федорович Янукович).
На последних должностях Прутник контролировал денежные потоки Донецкой области. С этой целью, начиная с 1997 года, Эдуард Анатольевич параллельно работал директором в нескольких «теневых» фирмах, зарегистрированных по адресу Донецк, улица Левобережная, 66. Речь идет о таких компаниях: «Донбасский расчетный финансовый центр», Фонд содействия социально-экономическому развитию Донецкой области, ЗАО «Донецк-Магна» и «Схидуглемаш». Все они занимались популярными в те годы конвертацией и обналичкой.
Любопытный штрих, характеризующий донецкие нравы тех времен. Вокруг «Донбасского расчетного финансового центра» (ДРФЦ) длительное время шла борьба - крупнейшие бизнесмены Донбасса считали нужным поставить эту структуру под свой контроль. Оно и понятно, ведь в собственности ДРФЦ находились контрольные пакеты акций ООО «Донбассуглепереработка», обогатительных фабрик «Калининская», «Узловская», Донбасского обогатительного комбината и завода «Востокуглемаш». Расчетно-финансовый центр потому и расчетный, чтобы контролировать денежные потоки, идущие практически от всех шахтоуправлений Донбасса. Кроме того, компании, подконтрольные Прутнику, поставляли на эти предприятия некондиционное шахтное оборудование, при этом деньги за него получали, как за новое.
Как утверждают старожилы «бизнеса по-донецки» самый простой и эффективный шаг в плане отбора ДРФЦ предпринял небезызвестный Юрий Иванющенко. После длительных попыток склонить к сотрудничеству директора ДРФЦ, не увенчавшихся успехом, «Юра Енакиевский» решил «устранить» неуступчивого соратника Прутника. В надежде поставить на его место своего человека.
Тогда попытка взрыва оказалась неудачной. Оставшемуся в живых шефу ДРФЦ элементарно повезло - был подготовлен так называемый направленный взрыв, основной удар которого должен был прийтись на заднее сидение автомобиля «Мерседес». Но счастливчик в момент приведения в действие взрывного устройства сидел на переднем сидении, что его и спасло. Впрочем, возможно речь идет об элементарной недоработке бойцов «Юры Енакиевского», которые недостаточно тщательно изучили манеры и привычки будущей жертвы. Однако в конечном итоге компания все же перешла под контроль Иванющенко и его партнера Ивана Аврамова (легендарная личность, от упоминание которой не только у нормальных донецких бизнесменов срабатывает рвотный рефлекс, но и у предпринимателей со всех уголков Украины тоже).
Но вернемся к «мирной жизни». По тому же адресу «Левобережная, 66» располагались и собственные фирмы Прутника: «Эдельвейс», «Веспром», «Адомаха», «Востокстрой», «Востоксельхозпродукт», «Востокуглепереработка», «Укринпро», СК «Донеччина» и другие. К концу 90-х гг. у Прутника был уже банк, несколько мясных и перерабатывающих предприятий, мощная доля в угледобыче и в строительном бизнесе.
Прибыльная «концессия»
До определенного времени Прутник исправно трудился на свое благо. Но в один прекрасный момент бизнес Прутника в угольной отрасли неожиданно для посторонних наблюдателей полностью перешел к все тому же Юрию Иванющенко. Получил ли Эдуард Анатольевич какие-то деньги за свои активы? Неизвестно. Может быть, бросили какую-то копеечку. А может быть, и просто так забрали. Кстати, тот же Иванющенко забрал известный офис в Киеве по ул. Рыльского 4/a (где, к слову, сейчас и располагается) у депутата Шепелева и его супруги, на взаимоотношениях которого с Прутником мы остановимся ниже.
При этом Прутник делал вид, что является одним из главных инвесторов угольной отрасли. Он даже кандидатскую диссертацию защитил на тему: «Формирование стратегии диверсификации развития углеобогатительных предприятий».
Кстати, взамен на не качественное оборудование Прутник получал не только полновесные деньги, но вполне качественный уголь. И продавал его через компанию «Донбасский расчетно-финансовый центр».
Зачем делиться? Проще «завалить»
С «продажей» некоторых из активов Прутника вышли весьма интересные истории.
В частности, не освещалась в украинских СМИ сделка по «Всеукраинскому банку развития».
Не стоит недооценивать и роль нынешнего Главы НБУ Сергея Арбузова, который в то время работал во «Всеукраинском банке развития» и был в подчинении у старшего сына нынешнего Президента Украины, решая разные вопросы. За почти семь лет работы в этом банке Сергей Арбузов сумел дорасти от менеджера до главного акционера: если в январе 2010 года ему принадлежало 2,29% акций финучреждения, то уже в феврале он получил от Антимонопольного комитета разрешение на покупку более 50% акций банка.
Именно на этапе продажи Прутником «Всеукраинского банка развития» произошел ключевой эпизод в карьере Арбузова, позволивший ему взлететь по карьерной лестнице, до высшей ступеньки которой остался один шаг - кое-кто пророчит, что после выборов руководитель НБУ займет должность премьер-министра. Впрочем, с верха лестницы легко и сорваться, тем более, что у Арбузова явственно началось головокружение от успехов. Но об этом позже...
Итак, начиная с 1993 года, в Донецке и области активно начал работать банк «Донеччина». Среди его первоначальных учредителей не было широко известных личностей, но к началу 2000-х годов владельцами банка стали Эдуард Прутник и Павел Борулько.
А после оранжевой революции 2004 года и возникших финансовых проблем, среди акционеров появились компании, аффилированные с Александром Шепелевым (народный депутат Украины).
Во второй половине 2000-х годов собственникам «Донеччины» поступило предложение продать банк. Изначально у истоков переговоров по продаже банка стоял Прутник, который и взял на себя решение продать банк. Но, как оказалось позже, забыл поставить в известность своего партнера - Шепелева.
В итоге, новые владельцы, среди которых называют сына Президента Украины Александра Януковича, банк купили, честно рассчитались с Прутником, как «представителем продавцов» и переименовали его во «Всеукраинский банк развития». На этом история могла бы закончиться. Но это было только ее начало.
Из ставших позже доступными материалов следствия стало известно, что Шепелев долго ждал своей доли от продажи «Донеччины». Прутник регулярно «кормил» уже бывшего партнера различными предлогами и оправданиями, почему не выплачивает причитающуюся ему долю. Так могло продолжаться бесконечно. Но в один прекрасный день в Москве был задержан гражданин Российской Федерации чеченского происхождения В.Д. по подозрению в организации заказных убийств. Согласно материалам следствия, подозреваемый согласился пойти на сотрудничество с правоохранительными органами, чтобы получить более мягкий приговор.
Из его признательных показаний стало известно, что одной из мишеней должен был стать украинский нардеп А.Шепелев. В качестве заказчика убийства киллер назвал гражданина Украины … Эдуарда Прутника.
Блудный сын в изгнании
Российские правоохранительные органы тогда связались со своими украинскими коллегами, была сформирована специальная совместная группа с участием работников Генеральной прокуратуры Украины, которая оперативно собрала доказательства того, что Эдуард Прутник пытался организовать заказное убийство Александра Шепелева. От Генпрокуратуры Украины по этому вопросу работала главное следственное управление по особо важным делам под руководством первого заместителя Генерального прокурора Украины Рената Кузьмина.
Схема была проработана тщательно. Задержанный чеченец В.Д. выполнял роль координатора. Заказчиком предполождительно был гражданин Украины Э. Прутник. Финансовое обеспечение осуществлял гражданин Украины М., именующийся в материалах следствия кассиром.
Важная роль отводилась информаторам, которых было двое. Один из них, сотрудник Зала официальных делегаций международного аэропорта «Борисполь» гражданин Украины С., другой - гражданин Украины Н., представитель хэндлинговой компании, работающий в аэропорту «Борисполь».
Убийство должно было произойти в тот момент, когда прошедший через Зал официальных делегаций (ЗОД) международного аэропорта «Борисполь» нардеп Шепелев должен был садиться в свой автомобиль. Информаторы, должны были немедленно СМС-кой сообщить о прибытии Шепелева в ЗОД исполнителям убийства гражданам России М. и Л. (оба - выходцы из Чеченской Республики). Те, в свою очередь, на мотоциклах должны были подъехать и остановиться возле авто нардепа Шепелева и расстрелять его из автоматического оружия - израильского «Узи» и чешского «Скорпиона». После этого, они должны были развернуться, покинуть дорогу, ведущую к ЗОД, промчаться мимо терминала «В», мгновенно проскочить к Бориспольской трассе и скрыться через лесопосадку.
Хорошо продуманную операцию сорвал арест координатора и его желание пойти на сотрудничество со следствием.
Проведенные оперативные мероприятия позволили обнаружить в городе Борисполь квартиру, которую снимали исполнители несостоявшегося убийства. На ней было найдено: автоматы «Узи» и «Скорпион», несколько свето-шумовых гранат, мобильные телефоны в количестве трех штук. Для заказчика преступления - Э.Прутника - дело запахло жареным.
Сложно предположить, как бы развивались события дальше, если бы не утечка информации, из-за которой Прутник узнал вовремя о том, что он попал в разработку, причем международную.
Арестовать народного депутата Украины и так непросто, необходимо сначала снять с него депутатскую неприкосновенность. А процесс это не быстрый. В итоге Прутник принял срочное решение покинуть Украину. После этого Эдуарда Анатольевича не видели на Родине уже много лет.
Парламентарии поговаривают об «африканском векторе». Возможно, ожидая преследования силами Интерпола, Прутник предпочел вести бизнес и скрываться в странах, где даже эта могущественная организация бессильна - в Джибути, Намибии или Свазиленде.
Скорее всего, эта неприятная история дошла и до внимания руководства страны. Из-за чего высшие должностные лица державы с большим раздражением вспоминают те времена, когда Эдуард Прутник ассоциировался с ними.
Тут уместно вспомнить еще одного выходца из Донецка, о котором давно ничего не слышно. Был такой крупный бизнесмен и высокопоставленный госчиновник Виталий Гайдук. Помните? Ага. А когда что-то о нем в последний раз писали или говорили? То-то же. Распродал остатки своей бизнес-империи и махнул в ту же Африку. И как знать, не вместе ли с Прутником гоняют они носорогов во время сафари… Не менее интересный вопрос - а не партнерствуют ли Гайдук с Прутником при ведении бизнеса в Африке. Ведь куда-то Гайдук должен был инвестировать деньги, вырученные от продажи доли в «ИСД». Кстати, вспоминая историю о том, как Прутник продавал «Всеукраинский банк развития», как он «охотно» делился вырученными деньгами, невольно хочется пожелать Гайдуку быть поосторожнее с таким «порядочным» партнером, как Прутник.
Вообще же Гайдук и Прутник давно партнерствуют на ниве бизнеса. В частности, они вместе пристроились к распределению доходов от экспорта украинской электроэнергии в далеком 2005 году. Еще раньше имели совместный бизнес в угледобыче и поставках шахтного оборудования. Даже продавали бизнес друг другу - в частности Виталий Гайдук купил у Эдуарда Прутника блокирующую долю в «Украинской молочной компании».
Новый фаворит главы государства
Какая же власть без фаворита? Сейчас им стал глава НБУ Арбузов. Который сильно старается нравиться главе государства. Но отнюдь не забывает Арбузов и о себе. И делает это без особого стеснения. Один только факт указания официального годового дохода в сумме 150 млн грн. чего стоит! Легко представить насколько в реальности богат руководитель НБУ.
Не слишком скромен в быту Арбузов - например, три чартерных перелета в Китай и обратно, совершенные в этом году на самолете Falcon F-900, обошлись в 540 тыс. евро (полет в одну сторону - 90 тыс. евро, стоимость одного летного часа 9 тыс. евро). Конечно, глава Нацбанка получает приличную зарплату. Но вряд ли ее даже годовой размер позволит хотя бы один раз слетать чартером в Китай и обратно. А тут три полета. И ведь надо еще кушать, одеваться…
Не только этим примечателен Арбузов. Почувствовав свою значимость, главный банкир страны активно занимается «решением вопросов» крупнейших бизнесменов. Он делает это от имени высших руководителей страны. Но точно известно, что далеко не всегда они знают о том, что Арбузов якобы от их имени решает серьезные вопросы, цены которым десятки и сотни миллионов.
С точки зрения лихих 90-х, логика Эдуарда Прутника понятна - зачем делиться деньгами, если можно просто нанять чеченцев и оставить все деньги себе? Но, не учел бизнесмен, что те времена уже прошли, и теперь вынужден терпеть все тяжести африканского быта, скрываясь от наказания таких в экзотических странах, вместо того чтобы продолжать интриговать на Родине, наслаждаясь результатами своих политических игр.
censor.net.ua
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями