14 января 2011 г., в Верховной Раде Украины, был зарегистрирован законопроект № 7562«О гарантиях государства относительно исполнения решений суда», разработанный Кабинетом Министров. Прикрываясь благовидной целью - приведения законодательства Украины к международным нормам, по сути, он лишает возможности гарантированно получать льготы и компенсации всех граждан Украины, имеющих на это право.
Часть первая – оптимистическая
Иванов против государства Украина
К истории вопроса.
Цитирую пояснительную записку к закону (оригинал документа), а именно - обоснование необходимости его принятия. Это важно, что бы понять степень цинизма авторов закона.
"15 октября 2009 года Европейский суд по правам человека (дальше - Европейский суд) вынес "пилотное" решение по делу "Юрий Николаевич Иванов против Украины", которое приобрело статус окончательного 15 января 2010 года.
В решении "Юрий Николаевич Иванов против Украины" Европейский суд признал нарушение Украиной ее обязательств по Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод (дальше - Конвенция) (п. 1 статьи 6 "Право на справедливый суд" и статья 1 "Защита права собственности" Первого протокола к Конвенции) в связи с систематическим невыполнением государством решений национальных судов. Кроме того, было признано нарушение статьи 13 "Право на эффективное средство юридической защиты" Конвенции в связи с отсутствием в национальном законодательстве эффективных средств юридической защиты от такого невыполнения.
Учитывая суть нарушения, Европейский суд обязал государство, в частности, безотлагательно - не позже, чем на протяжении одного года от даты, на которую это решение приобретает статус окончательный (то есть до 15 января 2011 года) - ввести эффективное средство юридической защиты (или комплекс таких средств), которое бы обеспечило адекватную и достаточную защиту от невыполнения или задержки в исполнении решения национального суда за выполнение которого она несет ответственность в соответствии с принципами, установленными практикой Европейского суда.
Внесение предложенных изменений к действующему законодательству позволит Украине выполнить в соответствующей части решение Европейского суда в деле "Юрий Николаевич Иванов против Украины". Конец цитаты.
Целью законопроекта объявляется безусловное выполнение решений судов в данной категории, для этого вырабатывается детальный механизм выполнения судебных решений за счет денег госбюджета, если у должника их (денег) нет.
На первый взгляд - какая чуткая забота со стороны государства. Предположим, шахта задолжала своим рабочим зарплату - взять с неё нечего, а продавать имущество в счет погашения долга запрещает закон. Вроде и есть судебное решение, а взыскать деньги по нему в пользу ответчика нет никакой возможности. Вот тут государство спешит на помощь и через 6 месяцев начинает погашать долг, принадлежащей ей структуры, но тут начинается самое интересное, погашать долг оно будет: в объемах и в сроки определенные самим государством.
Но не ради этого писался этот закон, к сожалению. Кому интересно, даю оригинал проекта текст законопроекта, первый раздел которого, кстати, поместился всего на 6 страницах машинописного текста и сам по себе вполне логичен и полезен, а смысл принятия этого закона скрыт во втором разделе: «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ»
Часть вторая – пессимистическая
Государство Украина против своих граждан
И вот тут начинаются действительно интересная история.
Как и обещал Н.Азаров: «Вопрос денег на льготы и компенсации мы решили – их нет». Так как же государство Украина собирается привести своё внутренне законодательство в соответствие к нормам Конвенции о правах человека? Простым и незамысловатым способом – отменой автоматической выплаты всех существующих льгот и компенсаций. То есть во все законы о льготах и компенсациях вносятся изменения, позволяющие Кабинету министров самостоятельно решать: будут ли выполняться эти законы и если будут, то в каких объёмах.
Вот она - высшая справедливость, не Конституция Украины, не многочисленные законы, устанавливающие размеры льгот и компенсации самым заслуженным и обездоленным слоям населения, а Кабинет Министров – этому дать, тому не дать.
Вот так, уважаемый Европейский Суд, вы хотели, чтобы мы не нарушали права своих граждан? Мы выполним ваши требования – отменим всё права полностью и окончательно, а то напринимали тут законов до нас популисты всякие, а нам теперь мучаться, думать, как же всех сирых и убогих обогреть и накормить? Что теперь? Теперь мы тут подумаем и решим, кто нуждается больше - инвалиды Великой Отечественной Войны в бесплатном санаторно-курортном обслуживании, или чернобыльцы с их многочисленными льготами, или дети-инвалиды, или все, все, все. А судиться с нами впредь не нужно, так как теперь такого закона не будет, чтобы льготы ваши и компенсации вам выплачивать.
Цитирую текст закона: "Установить, что льготы, предусмотренные пунктами (далее в тексте перечисляются все существующие льготы и компенсации всем видам льготников) предоставляются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины". Конец цитаты.
Ввести закон в действие предполагается с 1 января 2012 года.