Главной интригой запланированных на следующий год парламентских выборов в Украине скорее всего станет то, попадет ли ВО «Свобода» в Верховную Раду и сумеет в ней образовать свою отдельную фракцию.
Эта партия сейчас играет роль главного «националистического пугала». Но даже если при ее посредничестве националистическая риторика выплеснется на трибуну парламента, то это никак не повлияет на увеличение уровня национализма в украинском обществе. Потому что в действительности в рядах «Свободы», которая использует радикальную националистическую риторику, практически нет националистов. Настоящих националистов.
Под "настоящими" националистами подразумеваются такие апологеты националистической идеи, которые бы ее не только понимали и разделяли, но и лелеяли в теории и воплощали на практике. И готовы были бы понести за это наказание. Среди ее лидеров, да и простой «пехоты», не наблюдается стремление посидеть в тюрьме за идею, но они, кажется, радостно посидели бы в Верховной раде за деньги. Да, и у главных, и у рядовых «националистов» есть большие проблемы с идейностью и принципиальностью. Их можно понять, ведь приходится распространять идеи национализма в стране, где нет нации как таковой. Если отбросить образцовых врагов украинского националиста - «москалей, жидов, ляхов», а к ним добавить еще и «предателей» - манкуртов, русифицированных и советизированных, либерастов и толерастов, а также закарпатских сепаратистов и владельцев документов других государств (будь то паспорта или так называемые «карты» - поляка, венгра, румына и т.д.), то получается, что настоящей «украинской нации» не так уж много. Беда еще и в том, что те, кто должен быть популяризатором и реализатором идей национализма, в плане социально-экономического развития составляют преимущественно «социальное дно».
В такой ситуации лидерам националистических сил чуть ли не со слезами на глазах приходится уступать характерным для национализма принципом «превосходства национальных интересов над социальными» в пользу «борьбы за выживание». Как показывает последнее противостояние «Свободы» с местными властями во Львове, потасовка за низкие коммунальные тарифы или повышенные социальные выплаты для населения (среди которого есть не только сторонники национализма) с практической точки зрения перед следующими выборами важней, чем декларируемая перед выборами прошлыми задача «устранения от власти неукраинского элемента».
Наконец, сторонникам национализма не хватает последовательности и в других сферах, например, в важном для настоящего националиста деле «защиты национального достоинства». Когда пресса растиражировала высказывания импортированной из Киева чиновницы районного города Калуш на Прикарпатье о том, что «галичане - цыгане немытые», националистические организации Галичины тоже это «проглотили».
Неподлинность украинских националистов можно подтвердить и отсутствием у них еще одного базового правила националиста - солидарности с представителями своей нации. О том, как «свободовцы» в галицких органах местного самоуправления развивают собственный бизнес, говорится немало. А вот, чтобы они пробовали реализовать старый националистический лозунг: «Свой к своему по свое!", Не приходилось слышать. Или украинские националисты покупают только украинское, или покупают прежде всего у украинцев, делают скидки клиентам по национальному признаку? Не видно.
Зато невооруженным глазом видно отсутствие национальной солидарности в Галиции на примере отношений между водителями общественного транспорта и пассажирами с загадочными удостоверениями «участник». Неизвестно, участниками, каких именно событий были эти 60-70-летние граждане, но известно, что значительная часть из них получила льготы как участники националистического подполья. Нужно видеть, с какой ненавистью к ним относятся водители «маршруток», большинство из которых в свою очередь украшены красно-черными и «свободовскими» флажками.
Наконец, водители маршруток - это отдельная тема. Страсть этих водителей - судя по символике, сторонников националистических идей - к русской попсе, вообще переходит все границы безыдейности.
Это подталкивает нас к очередному тезису о неподлинности украинских «националистов», а именно - их вопиющему неуважению к культуре как таковой и украинского языка, в частности. Автору этих строк приходилось видеть националистов польских и русских. Большинство из них при общении с «инородцами» делают все, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к цивилизационно высшей нации: изысканными манерами, или совершенной речью, ухоженным внешним видом и т.д. Главным же «языком» рядового украинского националиста является махровый суржик с непременными вставками русского мата.
Глядя на поведение националиста, манеры и одежду закрадывается сомнение - видимо Господь не всех людей создал по своему образу и подобию. Относительно некоторых видимо прав был и Дарвин. А может даже и Йозеф Рот, который еще сто лет назад писал, что националистов на лестнице эволюции следовало бы ставить перед обезьянами.
Все эти наблюдения подводят нас к логическому выводу. Политическую действительность независимой Украины можно определить как время доминирования технологий при отсутствии идей. За последние двадцать лет мы уже в этом убедились, наблюдая за коммунистическими и социалистическими партиями, разного рода демократическими и либеральными. Националистические партии в этом смысле не были и в перспективе не станут исключением. По крайней мере, пока в их рядах не появятся настоящие националисты.
Владимир Павлив журналист, председатель Галицкого дискуссионного клуба «Мытуса»