Наверное пришло время немного пересмотреть взгляд на финансы как таковые.
Наблюдая за кризисом с 2008 года не могу не заметить некоторые вещи. С развитием либерализации экономики алчность финансистов начала губить всю систему материальных ценностей и это будет накладывать некоторые ограничения на будущее. Мы понимаем, что крупные финансовые институты стали безответственными. Многие в этом видят международный заговор. Кто еврейский, кто семейный, кто заговор мирового теневого правительства. Я отношусь к этому немного проще. Это “проще” выражается в том, что если у вас нет паранойи, то это не значит, что они за вами не следят! Немного поясню. Большинство адептов теории мирового заговора немного недооценивают банальную человеческую жадность. Мне кажется, что именно она синхронизирует деятельность финансовых институтов на пути к большой катастрофе. Эта катастрофа закончится крахом монетарной системы, как таковой. И тут не вопрос о том, какая валюта будет господствовать? Доллар, который обслуживает американскую экономику? Евро, которое споткнулось о Грецию и навернется на Испании и Португалии? Рубль, который опирается на странную экономику и еще более странную политику? Юань? Думаю, что пропадет доверие к финансовым институтам и инструментам вообще. А это значит, что деньги, как таковые потеряют функцию инструмента накопления. И именно это будет осиновым колом в функцию денег, как единую меру для обмена одних благ на другие.
Наш бизнес, который технологический, в условиях новых реалий будет иметь системные преимущества, с другой стороны недостатки.
К любому богатству предъявляются определенные требования. Три базовых (на мой взгляд) ликвидность, финансовая защищенность и физическая (юридическая) защищенность.
Все три требования, как мне кажется, в долгосрочной перспективе не смогут быть выполнены. Ликвидность сейчас стоит под вопросом. Наиболее ликвидные финансовые инструменты (кэш на руках или кеш на счету) несут с собой вполне понятные риски, связанные c экономиками стран - эмитентов каждой конкретной валюты. Чем менее ликвидные эти инструменты, тем больше рисков они несут. Биржи акций в условиях кризиса могут не обеспечить ликвидность акций, товаров, а тем более деривативов.
Финансовая защищенность, под которой лично я понимаю следующее - сохранность покупательной способности богатства во времени. Т.е. покупательная способность эквивалента богатства сегодня, не должна быть больше, чем завтра. В условиях инфляции нестабильности рынков даже такие гавани, как золото, а тем более государственные долговые обязательства не могут компенсировать инфляцию и девальвацию валют. В такой ситуации даже швейцарской франк оказывается не сильно надежным инструментом. В условиях большого спроса на него, как самой стабильной и обеспеченной валюты его рост очень пагубно влияет экономику страны, что увеличивает риски инвестиций в него (в условиях глобального системного финансового кризиса смоет всех).
Физическая защищенность вообще отдельная штука. Все системные кризисы сопровождаются народными волнениями. Мир сейчас совсем в иной ситуации, чем в 20-м веке. Глобализация и подвижность трудовых ресурсов привело к тому, что даже в самых стабильных странах, в которых исторически сложился генотип, культура и менталитет, позволивший пережить без революций самые тяжелые периоды в истории, сейчас имеет большую долю населения другой культуры, которые и обеспечат те самые волнения и революции. А значит, что физически защитить свои материальные активы станет невозможно. И это добавляет рисков как для частных компаний, так и для публичных.
Итого, мы стоим на пороге кризиса, который полностью поменяет правила игры.
Это ситуация наложит определенные требования системам и способам накопления и сохранения богатства.
Предприниматели, которые работают в новой экономике получат некоторые преимущества.
Первое, так как смысл накапливать богатства, которые нельзя сохранить и приумножить пропадет, то появится потребность в неких активах, которые могут генерировать доход в текущих ценностях, ну например в самой твердой и востребованной валюте или ресурсе (например, золоте, как виртуальном или физическом) в конкретный момент. Возможность отвечать сегодняшним потребностям людей и создавать востребованные решения, за которые люди готовы платить, мгновенно реагировать на изменения требований среды, как раз то, что у есть в отрасли.
Второе, технологические предприниматели могут строить организации, способные работать в международном масштабе и использовать разные способы монетизации, что обеспечивает возможность гибко реагировать на возможные изменения в структуре и качестве финансовых инструментов
Третье, защита таких активов может быть реализована значительно проще, чем, например завода или шахты.
Но есть и три вызова.
Первый, в условиях системного кризиса работа инфраструктуры и каналов продаж в технологическом бизнесе может и будет работать со сбоями.
Второй, вероятнее всего с кризисом уйдет в небытие основной инструмент защиты интеллектуальной собственности - патент. И тогда технологические компании опять станут технологическими, а не способом решения свежеидентифицированной проблемы доступными инструментами. Носители уникальных знаний станут ценным активом, и возможно, их будут продавать, как сейчас продают футболистов.
Третий, потребности пользователей инновационных будут в основном в основании пирамиды Маслоу, тогда как сейчас они находятся в верхней части.
И именно в этом ошибка наших толстосумов, они не понимают, что народная мудрость “Все деньги в могилу не унесешь” вырождается во фразу “Все деньги через пять лет не перенесешь”.
Некоторые об этом начинают задумываться, например Портер уже говорит, что корпорации должны часть сверхприбылей возвращать в общество, иначе оно взорвется и получает гневный отпор от мирового капитала.
Итого, мы на пороге перемен, где все поменяется. От структуры экономики до ценностей, как моральных (сдвиг от христианской морали и устройства мира в два разных полюса - атеистический и мусульманский) до материальных (сохранить более-менее крупный капитал или бизнес будет если не невозможно, то трудно).
Лично я не вижу выхода из криза, он уже как рак в поздней стадии, когда финансовые институты сжирают ту основу, на которой паразитируют и не могут остановится. Они уже стали могущественнее чем государства, которые должны регламентировать и контролировать их деятельность.
То, что структурные изменения произойдут - 100%. Когда и какие - вот вопрос!
Готовых ответов нет, но рекомендую каждому над этим задуматься.
Где я ошибаюсь?
Я специально не рассматривал войну за природные ресурсы (пища, углеводороды, металлы и минералы, а особенно вода), это отдельная тема.
Денис Довгополый
Корреспондент-блоги
Похожие статьи:
Политика → Украина и углубление европейского кризиса
Политика → Баффет: растерзанная экономика США потянет на дно весь мир
Новости → Вероятность рецессии в еврозоне 40% - Standard & Poors
Новости → Массовые беспорядки вышли за пределы Лондона
Новости → Standard & Poor's снизило кредитный рейтинг США
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями