Для новоизбранного президента Франции Франсуа Олланда, которого на этой неделе Конституционный Совет официально объявил "лидером нации", начинаются "горячие трудодни". При отсутствии солидного управленческого опыта Франсуа Олланду в ближайшие недели необходимо принять ряд судьбоносных решений, которые будут иметь последствия не только для Франции, но и для всей Европы и союзников за ее пределами.
С корабля на бал
Поговорить новому президенту с партнерами будет о чем, ведь несмотря на то, что вопросы внешней политики и политики безопасности и обороны не доминировали во время президентской кампании, среди 60 предложений и предвыборных обязательств Олланда есть и такие, которые реально шокировали давних союзников Франции. Причем подавляющая часть из них, в частности Германия, Великобритания, Испания и Италия, в президентских гонках открыто "ставили" на Николя Саркози, а после его фиаско их интуитивные опасения обрели черты реальности.
В поиске компромиссов заинтересованы все стороны. Следовательно, распорядок дня Франсуа Олланда уже расписан на несколько недель вперед. Первый визит французского президента запланирован в Берлин. Через несколько дней после объявления Олланда победителем президентских выборов в Париж приехали европейские чиновники высшего ранга, в частности глава Европейского Совета Герман ван Ромпей и президент Еврогруппы Жан-Клод Юнкер. Основные же переговоры с европейскими партнерами начнутся сразу после официальной церемонии инаугурации, запланированной на 15 мая. 18-19 мая Франсуа Олланда будут ждать лидеры стран G8 в Кемп-Дэвиде, а 20-22 мая встречи продолжатся за кулисами саммита НАТО в Чикаго. В перерывах между согласованием позиций с иностранными партнерами французскому президенту необходимо будет сделать соответствующие кадровые назначения в правительстве.
"Испорченное" наследство
Большие надежды на президента возлагает и французская политическая элита, а также дипломатические и академические круги, экспертная среда, военные. В последние годы международный имидж Франции был, мягко говоря, подпорчен не только откровенной волюнтаристской риторикой и заносчивостью, но и конкретными ошибочными шагами как самого президента, так и назначенных им министров.
В 2008 году Николя Саркози во время своего выступления перед послами иностранных государств назвал пять внешнеполитических приоритетов своего президентства. В частности, это сближение Франции с США и НАТО, новая политика на Ближнем Востоке на основе тесных взаимоотношений с Израилем, сближение с Великобританией для сбалансирования отношений с Германией, коммерциализация отношений со странами Африки, и, наконец, права человека - стержень внешней политики Франции. Впрочем, реальная внешняя политика оказалась несколько иной.
Если проанализировать публикации во французских СМИ за последнее время, то вырисовывается жесткий стиль правления Саркози, который наряду с позитивом имел "другую сторону медали". Он характеризовался заносчивостью по отношению не только к французским дипломатам, но и к зарубежным, а также неосторожным поведением с партнерами, что стоило Франции громких демаршей в Алжире, Индии и Турции, Сенегале, Мексике и Китае. В итоге страдали имидж и репутация Франции. Чего стоят скандалы о поддержке африканских тоталитарных режимов в разгар Арабской весны или слухи о финансировании предыдущей президентской кампании за счет ливийских "нефтелир"? Одним словом, наследство - не позавидуешь.
Внешнеполитические приоритеты
Перед Франсуа Олландом стоит сверхсложная задача: реконструировать последовательную внешнюю политику Франции на основе национальных приоритетов, четкого соблюдения обязательств долгосрочного сотрудничества и улучшения возможности влиять на кризис. Учитывая это, Олланд еще во время избирательной кампании наметил шесть приоритетов внешней политики. Три из них будут фокусироваться в Европе. В частности, это стимулирование индустриального роста и рынка занятости, внедрение отраслевых программ реконструкции европейской экономики и новых правил в социальной и экологической деятельности, формирование единого политического виденья развития ЕС на основе принципов демократии и суверенитета. Три других приоритета сосредоточены за пределами Европы: восстановление многовекторной средиземноморской политики, четкая политика на Ближнем Востоке (в том числе признание Палестинского государства), военное присутствие в Афганистане.
Кроме того, по-прежнему важными останутся вопросы нераспространения оружия массового поражения, иранская ядерная программа, ситуация в Ливии и ее влияние на субрегион Сахеля (регион вокруг Мали), урегулирование ситуации в Сирии. При этом Олланд не исключает возможной миротворческой операции в Сирии с участием французских военных под эгидой ООН.
Новоизбранный президент заверил, что за время его первого мандата Турция вряд ли окажется в списке стран-членов ЕС. Более конкретную интерпретацию своего виденья Франсуа Олланд собирается со временем изложить в новой внешнеполитической доктрине Франции.
Оборонный сектор
В отличие от внешней политики, по многим стратегическим оборонным вопросам Саркози и Олланд имели схожие позиции, несмотря на полярность идеологий. Виденье Олландом вызовов национальной безопасности Франции преимущественно совпадает с положениями "Белой книги" (доктрины по вопросам обороны и нацбезопасности - ред.), утвержденной президентом Саркози. Франсуа Олланд подчеркивает важность сохранения ядерного сдерживания как необходимого рычага влияния и защиты национальных интересов Франции. Новый президент обязался сохранить и поддержать воздушный и морской компоненты ядерного сдерживания Франции. Кроме того, обнародованные им приоритеты (в частности, улучшение качества стратегического анализа и космических возможностей, обеспечение оперативных потребностей для развернутых сил и укрепление оборонной производственной базы Франции на основе сотрудничества с европейскими партнерами, особенно с Великобританией) просматривались и в политике правительства Саркози.
Главнокомандующий Олланд также пообещал детально проанализировать решение предшественника об углублении отношений с НАТО. По мнению одного из военных советников Олланда, Жан-Ива Ле Дриана, новый президент во время саммита Альянса в Чикаго успокоит союзников по НАТО, но будет настаивать на сохранении должностей для французских высших офицеров в высшем командовании Альянса. Свои отношения с партнерами по НАТО Франция попробует строить через призму отношений к европейской обороне и возможным последствиям для автономии Франции в вопросах национальных приоритетов. Новый президент будет защищать особую позицию Франции в отношении общей политики ядерного сдерживания в рамках Альянса, следовательно будет избегать любого компромисса между ядерным сдерживанием и развитием ПРО в Европе. Военные советники Франсуа Олланда неоднократно выражали обеспокоенность по поводу стоимости ПРО, ее эффективности и будущих механизмов управления и контроля.
Неизбежным в политике нового президента будет сокращение оборонного бюджета. Дело в том, что возможное внедрение новой налоговой политики путем увеличения налогов для богатых может потерпеть фиаско. Следовательно, учитывая социальные приоритеты левых, дефицит государственного бюджета может пополниться за счет статей оборонного - несмотря на то, что Олланд обязался сохранить общие расходы на оборону в соотношении с общими расходами государственного сектора (на уровне 3,3% от общего объема бюджета).
Нелегким будет и решение о сроке военного присутствия в Афганистане, хотя Франсуа Олланд пообещал вывести французский контингент до конца 2012 года. Окончательное решение будет иметь последствия для электоральных симпатий к социалистам на предстоящих июньских парламентских выборах.
Для эффективного осуществления реформ в стране президенту необходимо абсолютное большинство во французском парламенте. И если в Сенате (верхняя палата парламента) доминируют левые, то Национальное собрание пока находится под контролем правоцентристов. Проигрыш правого кандидата на президентских выборах мобилизует электорат, потому для левых важным будет каждый голос избирателя, доверие к которому может подорвать невыполненное обязательство. В то же время Олланду необходимо успокоить США и союзников по НАТО и заверить их в последовательности оборонной политики Франции.
P.S. В одном из своих номеров французский еженедельник Le Point ознакомил читателей с психологическими портретами кандидатов в президенты Франции. На страницах издания известный французский психиатр Борис Цирюльник утверждал, что властные амбиции у Франсуа Олланда проявились еще в детстве, но они были неагрессивными. Мать маленького Франсуа придерживалась левых взглядов, а отец был католиком, близким к крайним правым. Может ли такое расхождение политических взглядов в семье травмировать ребенка? Нет, считает Борис Цирюльник, не травмировать, но дать повод для размышлений. Впрочем, на психическом здоровье Олланда-подростка не сказался или почти не сказался переезд с матерью в парижское предместье Нейи. Франсуа быстро адаптировался, что, по мнению психиатра, является важным качеством для партийного лидера. Насколько быстро адаптируется новоизбранный президент Франсуа Олланд, мы узнаем в течение месяца.
Роман Сущенко, Париж
Укринформ
Похожие статьи:
Новости → Франция вторглась в Ливию
Новости → Франция перенесла вторжение в Ливию на сутки
Новости → Франция объявила о начале войны против Ливии
Новости → Кандидатом в президенты Франции от Социалистической партии стал Франсуа Олланд
Новости → Франция нанесла авиа удары по военным целям в Ливии (видео)
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями