Новый президент Франции Франсуа Олланд уже скоро будет отчитываться о первых 100 днях своего президентства. Скорее всего, ему будет чем ответить своим избирателям.
С первых часов по получении властных полномочий Олланд и его новое правительство пытаются последовательно придерживаться предвыборных обещаний. К прагматичному подходу нового президента присматриваются не только французы, но и союзники из других стран. Французскому президенту удалось сломать первые мнимые стереотипы своих европейских партнеров, которые во время избирательной кампании игнорировали кандидата-социалиста, сделав ставку на консерватора Николя Саркози.
Вернуть государству прежний вес на международной арене стало одной из сверхважных задач французского президента. Свои надежды с президентством Олланда связывает и дипломатический корпус Франции, который устал от пятилетнего управления Елисейским дворцом внешней политикой страны в "ручном режиме". Большинство французских и иностранных дипломатов помнят опубликованное в Le Monde в начале 2011 года открытое письмо коллег, которые отчаянно осудили "импульсивную" и "дилетантскую" внешнюю политику Саркози. Дипломаты вынесли неутешительный диагноз внешней политике страны - по их мнению, Франция полностью потеряла свой вес и влияние на международной арене. "Вопреки громким заявлениям, которые мы слышим на протяжении трех последних лет, Европа беспомощна, Африка от нас выскальзывает, Средиземноморские страны обижены, Китай нас укротил, а Вашингтон игнорирует", - написали они. Такой откровенный анализ французские дипломаты связали с двумя факторами: желанием лично контролировать дипломатию и непутевой кадровой политикой. По словам дипломатов, по всем важным внешнеполитическим вопросам из Елисейского дворца приходили готовые директивы, а мнение профессиональных подразделений МИД президента просто не интересовало. Инициатива никем не приветствовалась и даже жестко каралась. Внешней политикой руководили советники из президентской администрации.
С приходом Саркози к власти кормчим МИД стал медик и основатель "Врачей без границ" социалист Бернар Кушнер, которого на Ке д'Орсе (во французском МИД) охарактеризовали как "беспорядочного, нестерпимого холерика, который ничего не понимает во внешней политике". Внешняя политика Франции дала крен. Позже после перестановок в правительстве в ноябре 2010 года пост министра заняла консервативная "железная леди" Мишель Альо-Мари. Однако не прошло и четыре месяца, как от ее безукоризненной репутации не осталось и следа. Быстрая отставка Альо-Мари оказалась неминуемой после того, как стало известно о ее дружеских связях с окружением поваленного тунисского президента Бен Али. Нового главу МИД Алена Жюппе, который уже занимал этот пост в 1993 году, в министерстве ожидали как мессию. Впрочем, Жюппе, которого характеризовали как "независимого и свободного" политика, так и не удалось исправить ситуацию.
Дипломаты критиковали президента за импровизированные и недальновидные решения, которые шли вразрез с традиционным понятием дипломатии. Вспомним хотя бы ссору с Мексикой. Саркози поставил под сомнение независимость мексиканского правосудия после того, как суд страны приговорил к 60 годам заключения французскую гражданку Флоранс Кассе. Ее обвиняли в связях с преступной группировкой, которая занималась похищением и торговлей людьми. Саркози затребовал немедленно освободить Кассе. Мексика, естественно, выразила свое возмущение, обиделась и в ответ отменила проведение Года Франции в Мексике.
После президентских выборов перед Франсуа Олландом встала одна из сверхсложных задач - реконструировать внешнюю политику Франции на основе национальных приоритетов, четкого соблюдения обязательств долгосрочного сотрудничества и улучшения возможности влиять на кризис. Было определено шесть приоритетов внешней политики. Три из них фокусировались на Европе: стимулирование индустриального роста и рынка занятости, внедрение отраслевых программ реконструкции европейской экономики и новых правил в социальной и экологической деятельности, а также формирование единого политического видения развития ЕС на основе принципов демократии и суверенитета. Остальные приоритеты сконцентрированы вне пределов ЕС. В частности, это возобновление многовекторной средиземноморской политики, четкая политика на Ближнем Востоке (в том числе признание Палестинского государства) и выведение национального контингента из Афганистана. При этом важными остались вопросы нераспространения оружия массового поражения, иранская ядерная программа, ситуация в Ливии и ее влияние на субрегион Сахель (регион вокруг Мали), урегулирование ситуации в Сирии. Перезагрузки, по мнению Олланда, требуют отношения из США и НАТО.
Реализовывать задачи во внешней политике Олланд поручил опытному однопартийцу, бывшему премьер-министру в правительстве Франсуа Миттерана Лорану Фабиусу. Кажется, президент не ошибся. За два месяца глава МИД провел серию успешных визитов в страны Евросоюза, в Турцию, Китай, Алжир, Тунис, страны Ближнего Востока и Африки, принял участие в ряде важных переговоров в двустороннем и многосторонних форматах.
В июльском интервью популярному французскому изданию Le Nouvel Observateur Лоран Фабиус очертил принципиальные позиции французской дипломатии по многим международным вопросам. Так, в урегулировании сирийского кризиса Франция не видит другой альтернативы, кроме отхода от власти Башара Асада и политических превращений, ведь углубление кризиса угрожает своими последствиями целому региону, в частности Ливану, Турции, Израилю и Иордании.
Безболезненное для союзников выведение национального контингента из Афганистана до конца 2012 года также стало одной из задач дипломатов. Французам удалось договориться с партнерами по НАТО, и в настоящий момент переговоры с лидерами среднеазиатских республик по маршрутам выведения контингента. На международной конференции доноров Афганистана в Токио Париж также объявил о своем взносе в размере 60 млн евро ежегодно для поддержки стабильности в этой стране после выведения войск НАТО в 2014 году.
Что касается иранской ядерной программы, то Франция признает право Тегерана на ее мирный характер, но исключает его доступ к ядерному оружию. Париж отстаивает двойной подход в этом контексте: применение экономических санкций и практики диалога.
Французская дипломатия отстаивает также умеренную позицию и по "армянскому вопросу", который так тревожит Турцию, которая собиралась разорвать дипломатические отношения с Францией из-за введения уголовной ответственности для тех, кто не признает геноцид армян.
По словам Лорана Фабиуса, Франция выступает и будет выступать за признание Палестинского государства. По его мнению, палестинцы имеют право на жизнеспособное государство, а Израиль имеет право на безопасность. Права палестинцев не всегда соблюдаются, что является несправедливым и полностью противоречит международному праву. Кроме того, без урегулирования этого конфликта напряженность в регионе и за его пределами не исчезнет. В этом контексте Париж надеется на сентябрьское заседание Генеральной Ассамблеи ООН, где стороны продемонстрируют конкретную готовность к диалогу. Приоритетной задачей для французской дипломатии является возобновление такого диалога, который может привести к реальному прогрессу.
Другим важным для Франции вопросом остается поддержка национальных интересов в странах Африки, где на французском языке разговаривает 700 млн человек. Опаснейшим вызовом здесь остается распространение терроризма в субрегионе Сахель со стороны боевиков "Аль-Каиды в Магрибе" и исламских фундаменталистов. В этом контексте Париж провел ряд важных переговоров с лидерами африканских стран, в частности Мали, Ливии, Туниса, Алжира. Активный диалог уже принес первые результаты: трое европейцев, захваченных в заложники террористами, оказались на свободе. Отношения с африканскими странами рассматриваются Парижем как один из приоритетов. Лоран Фабиус заверил, что французская дипломатия поддерживает тесные связи не только с правительствами, но и с гражданским обществом и оппозицией африканских стран.
Между тем вопрос двусторонних отношений с США и НАТО президент Франции поручил экс-министру иностранных дел Юберу Ведрину. Опытный дипломат должен провести работу по пересмотру роли Франции в работе объединенного военного командования (ОВК) НАТО, после чего будет принято окончательное решение по участию в этой организации. Ведрин также займется оценкой всего диапазона американо-французских отношений. Подготовленный отчет должен быть представлен президенту в конце октября 2012 года.
Особое место во внешней политике Франции отведено отношениям с Россией. Судя по всему, Париж будет пересматривать порядок приоритетов сотрудничества с Москвой. Франция будет воздерживаться от клеймения российских лидеров и сосредоточиться на долгосрочной стратегии, основанной на толерантности и понимании властных отношений в РФ. Строить новые отношения с Россией новые французские власти намерены, отталкиваясь от трех постулатов: демократия и права человека, экономика и энергетика, и геополитическая стабильность. И в этом контексте Франция готова к дипломатическим маневрам. Что касается отношений с Украиной, то они рассматриваются через призму франко-российских.
Уже в сентябре президент собирается обнародовать новую доктрину внешней политики Франции, лейтмотивом которой, по мнению Лорана Фабиуса, станут слова известного француза-социалиста Жана Жореса: "Стремись к идеалу и понимай реальность".
Роман Сущенко, ПАРИЖ
Укринформ
Похожие статьи:
Новости → Франция вторглась в Ливию
Новости → Франция объявила о начале войны против Ливии
Новости → Кандидатом в президенты Франции от Социалистической партии стал Франсуа Олланд
Новости → Франция нанесла авиа удары по военным целям в Ливии (видео)
Новости → Франция перенесла вторжение в Ливию на сутки
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями