Какими средствами и за чей счет собирают людей на митинги в поддержку Владимира Путина — в расследовании Forbes.ru.
В том, что сотрудников госкомпаний и бюджетников заставили (угрозой взысканий или посулом премий и отгулов) прийти 4 февраля на митинг в поддержку Владимира Путина в Москве, признавались многие участники того мероприятия. Однако фактов оплаты расходов на пропутинские акции за счет госбюджета или государственных компаний не существовало, а все организации, заподозренные в применении административного ресурса, отрицали обвинения.
Расследование Forbes.ru всего лишь по одному эпизоду свидетельских показаний выявило: госкомпания «Роснефть» (75% принадлежит государству напрямую и через ОАО «Роснефтегаз») расплачивалась с участниками митинга на Поклонной горе не только двойной премией, но также чартерным авиаперелетом в столицу и обратно и транспортным обслуживанием в Москве.
Только на упомянутых в материале 700 сотрудников «дочек» «Роснефти» могла быть потрачена сумма до десяти миллионов рублей.
По оценке ГУВД Москвы, на митинг на Поклонной горе собрались 138 000 сторонников действующего премьера. Это превысило заявку организаторов, и административный штраф за это правонарушение «из личных средств» оплатил кандидат в президенты Путин. Штраф составил 1000 рублей.
Самара за Путина
Указание делегировать внушительную группу сотрудников на московский митинг пришло в Самарскую область по линии кадровой службы «Роснефти» в четверг, 2 февраля, рассказывает на условиях анонимности региональный менеджер этой госкомпании.
Численность расписали таким образом: по 150 человек делегировали три крупнейших НПЗ региона (Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский), говорит он. 200 или около того человек отправила «Самаранефтегаз» (территориальные подразделения разбросаны по всей области), говорит сотрудник этой компании, а первый собеседник называет точное число: 250 делегатов.
Участников завербовали из сотрудников ИТР (инженерно-технический персонал): «чтобы не прерывать производственный цикл».
Планировалось, что всю делегацию повезут на автобусах, но вышло гораздо дороже.
Чартер за Путина
Чартерный борт, арендованный для перевозки 250 сотрудников компании «Самаранефтегаз» в Москву и обратно, вылетел из аэропорта Курумоч под Самарой в 5 часов утра в субботу, 4 февраля, рассказал один из сотрудников компании, делегированный на митинг в поддержку Путина. Рейс был чартерным и «неожиданным», говорит он: в начале той недели начальство предупреждало, что на митинг на Поклонной горе поедут на поезде (сутки пути).
В самолете кормили один раз, добавляет участник митинга.
Пресс-служба аэропорта Курумоч от комментариев воздержалась, сославшись на отсутствие «информации по поводу клиентов-заказчиков чартерных рейсов авиакомпаний».
Представитель «Самаранефтегаза» предложил обращаться за комментариями в головной офис «Роснефти», не подтверждая и не опровергая информацию о чартере для сотрудников. В «Роснефти» на запрос Forbes не ответили.
Представитель одной из авиакомпаний, базирующихся в самарском аэропорту, сообщил, что речь при заказе чартера на 250 человек идет о внушительных суммах: «Уж точно не об одном миллионе рублей». По словам собеседника, в Курумоче нет постоянного перевозчика, способного оперативно предоставить борт на такое количество пассажиров: «Это означает, что сначала придется гнать машину, например, из Москвы, выйдет очень накладно».
Примерный расчет стоимости такого рейса можно вести из суммы 1500-2000 рублей на человека в одном направлении, говорит источник на авиарынке. «Перевозить 250 человек из Самары в Москву нецелесообразно — в этом случае придется арендовать дальнемагистральный самолет, фрахт которого — процедура дорогостоящая», — поясняет он.
По словам еще одного представителя рынка авиачартеров, перелет из Самары в Москву и обратно, к примеру, модели Boeing-757 (221 посадочное кресло) обойдется в сумму от 2,5 млн рублей. В случае если перевезти нужно 250 пассажиров, цена будет еще выше, считает он.
В целом стоимость фрахта зависит от множества параметров, которые определяет заказчик, поясняют источники.
Автобус за Путина
Автобусы, которые везли персонал «Самаранефтегаза» от московского аэропорта до Поклонной горы, также приехали из Самары. Автобусов было шесть, и они отправились в Москву за сутки до митинга порожняком: три часа мероприятия стояли с включенными двигателями близ метро «Багратионовская», потом забрали 250 самарцев и доставили обратно к чартеру.
Три самарских НПЗ, чей персонал не летел чартером, отправили своих делегатов автобусами. Их было три-четыре на каждое предприятие, говорит сотрудник Куйбышевского НПЗ (КНПЗ): «столько своего автотранспорта у нас нет, они были наемными».
Выезжали автобусы 3 февраля в 11 часов утра, рассказали на КНПЗ: «Они были плохими, без туалетов». Добирались одни сутки в одну сторону и столько же обратно, в Москве были не больше пяти часов: «Зато сдружились».
В автобусах было предусмотрено и закуплено трехразовое питание, расходы на которое собеседник оценить затруднился.
Аренда автобусов в Самаре, в том числе для корпоративных мероприятий, исходя из расценок местных операторов, могла обойтись компании примерно в 73 000 рублей за каждое транспортное средство. Итого поездка на шести арендованных автобусах из Самары до Москвы и обратно (без топливных расходов) стоит около 440 000 рублей. Другие 12 автобусов (для перевозки сотрудников трех НПЗ) могли стоить еще примерно 880 000.
Премия за Путина
Суббота, 4 февраля, была объявлена рабочей, и за нее платилась двойная дневная зарплата, говорит сотрудник «Самаранефтегаза» и подтверждает работник московского офиса «Роснефти». Последний от митинга, по его выражению, «откосил», а самарец оценил свой доход за три часа стояния на морозе в 1500 рублей «плюс к зарплате». Ежемесячная зарплата этого собеседника – 20 000 рублей. У большинства летевших с ним зарплата колеблется в пределах 20 000-30 000.
В этом случае расходы работодателя на оплату дневной премии группе из 250 сотрудников — около полумиллиона рублей.
Премии 450 сотрудникам НПЗ, ехавшим на автобусах, -- около 800 000 (из того же расчета).
Премия не выдавалась наличными, как писалось в СМИ, говорит самарец: она будет начислена к зарплате за февраль.
«ЮКОС за Путина. Смешно»
Один из собеседников Forbes.ru трудится в Отрадном, городе нефтяников на востоке Самарской области. «Весь регион — вотчина «Роснефти», — говорит он, перечисляя, откуда собирала «запутинцев» «Самаранефтегаз»: Самара, Новокуйбышевск, Отрадный, Сызрань.
Немолодой инженер работал на нефтепереработке в Самарской области еще при ЮКОСе. «Роснефть» приобрела «Самаранефтегаз» вместе с тремя НПЗ на аукционе по продаже активов империи Михаила Ходорковского в 2007 году примерно за 165 млрд рублей. Как и в случае с другими «юкосовскими» торгами, никаких проблем с конкурентами у госкомпании не возникло, и итоговая цена сделки оказалась всего на 7% выше стартовой.
«Бывшие сотрудники ЮКОСа митинговали за Путина. Смешно», — улыбается он.
На входе на Поклонную гору собеседник Forbes получил из рук «старшего» плакат «Путин — это стабильность».
Кадровый состав путинского чартера был разнообразным, говорит сотрудник «Самаранефтегаза»: руководители управлений получили разнарядку на сбор участников, в их число входили даже местные менеджеры. В толпе встречались сотрудники «дочек» «Роснефти» и из других регионов страны.
Собеседник, прилетевший митинговать за Путина из Отрадного, признается, что в Москву съездил не только из корыстных соображений: «ведь в столицу свозили». Отлучиться с митинга не было ни времени, ни возможности: в толпе говорили, что на краю площади есть палатка, где для согревания наливают водку: «проискали ее два часа из трех, но не нашли».
Путинг за Путина
Акции, на которые региональные представители будут съезжаться в Москву, продолжатся.
23 февраля сторонники Путина в количестве 200 000 человек соберутся на Манежной площади в центре столицы на митинг под лозунгом «Защитим отечество», рассказал журналистам руководитель предвыборного штаба премьера Станислав Говорухин. На сей раз представители кандидата в президенты не станут прятаться за «антиоранжевых» активистов вроде Сергея Кургиняна — организаторами акции официально значатся путинский штаб и ОНФ. Высока вероятность появления на мероприятии и самого премьера.
Административный ресурс при организации многотысячных митингов «неизбежен», но на Поклонной горе им точно не злоупотребляли, заверяет депутат Госдумы и член «народного штаба» Путина Владимир Бурматов. По его данным, участники шествия по Якиманке тоже сгоняли своих подчиненных на акцию протеста: «Когда на площади собирается почти 150 000 человек, выглядит естественным, что часть из них оказались там не по своей воле, и это безусловный минус. Но таких на Поклонной было подавляющее меньшинство».
С точки зрения как корпоративной, так и общечеловеческой этики насильно выгонять людей на мороз для агитации за какого бы то ни было кандидата аморально, считает депутат Госдумы Сергей Муравленко, в 1990-х возглавлявший совет директоров «Самаранефтегаза».
Юрист Дмитрий Волов, представлявший интересы Алексея Навального в судебных процессах с «Роснефтью», догадывается, что у нефтяного гиганта «есть бюджетные статьи типа «представительские расходы», которые они могут направлять на любые цели, в том числе завуалированно, на подобные субботнему мероприятия». По его мнению, акционеры гипотетически могут запросить информацию у «Роснефти», из каких источников была оплачена поездка, но в рамках действующего законодательства ответ на такой запрос будет проявлением доброй воли со стороны компании. Еще одна опция — обращение в прокуратуру с просьбой проверить финансирование путешествия самарских нефтяников, допускает юрист, сам владеющий миноритарным пакетом «Роснефти».