Война за голоса избирателей на предстоящих парламентских выборах уже началась. Оппозиция демонстративно объединяется, нагнетая ситуацию в стране и пытаясь мобилизовать своих сторонников. Власть включила традиционную машину подкупа своими социальными инициативами. Впрочем, все это лишь вершина айсберга.
Настоящая война готовится на закрытых заседаниях штабов и в кабинетах технологов и юристов. В этих кабинетах не существует правил, есть только цель и риски при использовании тех или иных технологий. Здесь нет членов избирательных комиссий, а есть "стопроцентные сторонники". А закон о выборах оценивается по критерию - позволяет ли он принимать "правильные" решения.
В распоряжение "Украинской правды" случайно попала внутренняя аналитическая записка с анализом рисков провластных партий на предстоящих парламентских выборах.
Документ случайно сфотографировали наши коллеги из ложи прессы в парламенте. Кипа бумаг лежала на столе в одной из лож зала заседаний - там, где обычно сидят судьи КС. С полным текстом документа нам помог посмотреть один из народных депутатов.
Судя по формулировкам, документ, вероятно, разработан в штабе Партии регионов. На это указывают как формулировки по тексту, так и предостережения относительно действий оппозиции, которые могут привести к срыву выборов и дискредитации избирательного процесса.
На самом деле этот документ должен стать обязательным для рассылки во все штабы оппозиционных партий. С его помощью оппозиция сможет подготовить сомнительные с точки зрения закона, но эффективны на практике провокации против действий избирательных комиссий. Ведь все эти шаги весьма профессионально и кратко описаны на семи страницах этой аналитической записки.
Документ разработан в виде таблицы и называется "Основные риски практического применения Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины". Тематически таблица разбита на 14 подразделов, в каждом из которых рассмотрен отдельный аспект избирательного процесса в привязке к закону о выборах народных депутатов.
Первая же страница документа подтверждает обеспокоенность Партии регионов относительно распределения избирательных округов. Очевидно, аналитическая записка готовилась еще накануне принятия действующей редакции закона. Об этом свидетельствуют весьма устаревшие данные реестра избирателей, которые были актуальны в ноябре-декабре прошлого года.
Так, регионалы планируют сформировать примерно 107 из 225 одномандатных округов в регионах, где исторически поддерживают Партию регионов. "Применяя другую формулу образования избирательных округов, будет начата критика относительно фальсификаций и дискредитации ЦИК", - говорится в документе.
Провластная тройка в избирательных комиссиях
Согласно документу, главной проблемой власти при образовании ОИК и УИК будет небольшое количество благосклонных членов и руководителей комиссий.
В документе отмечается, что стопроцентно "приверженными к провластным партиям" будут только три члены участковых и окружных комиссий. Очевидно, это будут представители трех парламентских фракций - Партии регионов, Народной партии и КПУ. Ведь, по закону стопроцентную гарантию участия в комиссиях имеют только представители парламентских фракций. Другие члены избираются путем жеребьевки.
Руководители этих самых комиссий избираются из членов комиссий - пропорционально ее состав. И учитывая небольшое представительство провластных членов комиссий, в документе справедливо отмечается, что "это делает практически невозможным составление благосклонного руководящего состава в большинстве ОИК и УИК".
Впрочем, есть другая процедура воздействия на состав комиссий - замена ее членов. Такое возможно в случае досрочного прекращения полномочий кого-либо из членов ОИК и УИК, если их количественный состав уменьшится "меньше минимального предела".
Это может произойти по разным причинам: болезнь, исключение из комиссии или просто "не прибыл". Недавние выборы мэра Обухова показали, что при необходимости от участия в выборах могут отказаться не только члены комиссий, а также кандидаты в мэры.
Но и здесь возникает проблема. Дело в том, что вместо исключенного члена комиссии в состав ОИК и УИК войдут представители тех же партий и субъектов, "что не решает соответствующую проблему". "Итак, даже в случае досрочного прекращения отдельных неблагосклонных членов комиссии, количество такой избирательной комиссии может быть недостаточным для принятия необходимых решений", - деликатно отмечается в документе.
Состав комиссий непосредственно влияет на решения комиссий, которые принимаются или большинством или - в день выборов - двумя третями голосов. Заседание избирательной комиссии является полномочным при условии присутствия более половины членов. Минимальное количество членов - 10 для УИК и 12 для ОИК. У провластных партий будет лишь по три представителя. Следовательно, теоретически комиссии смогут работать даже без представителей "тройки". И, как отмечается в документе, даже их присутствие "исключает принятия правильных решений".
Ну и главное. Авторы документа считают рискованным гарантированное законом право наблюдателей, представителей СМИ, кандидатов в депутаты и их представителей присутствовать на заседании комиссии. По мнению авторов, это "приведет к усложнению работы избирательных комиссий и возможного срыва заседаний избирательной комиссии".
При этом справедливо отмечается, что "в случае лишения права отдельных лиц присутствовать на заседании комиссии, это приведет к критике относительно попыток фальсификаций".
Страхи власти - рецепты для оппозиции
Кроме обеспокоенности относительно невозможности принимать "правильные решения" и образовывать "благосклонные" составы комиссий, в документе есть также вполне справедливые предостережения относительно диверсий со стороны оппозиции.
Технические кандидаты. В провластной команде боятся регистрации большого количества технических кандидатов от оппозиционных сил. Очевидно, что эти кандидаты будут оттягивать голоса от провластных партий. Но авторы документа видят риски еще и в том, что большое количество кандидатов усложнит образование "правильного формата" ОИК и УИК.
Кроме того, власть пугает большая армия наблюдателей, доверенных и уполномоченных лиц, которые, согласно закону, неизбежно появятся на участках представлять всех кандидатов - в том числе и технических. Снятие же кандидатов с выборов законом не предусмотрено даже за системные нарушения законодательства.
Уничтожение или повреждение избирательной урны. Согласно закону, если количество испорченных бюллетеней превышает 20 процентов от числа избирателей, получивших избирательные бюллетени, то результаты голосования на участке признаются недействительными. В провластной команде всерьез опасаются, что такая норма может привести к умышленному уничтожению или повреждению урн на участках, являющихся потенциально проигрышными для какой-то политической силы.
Дискредитация ЦИК. В документе дважды упоминается возможность заранее запланированной технологии по дискредитации Центральной избирательной комиссии со стороны оппозиции.
Во-первых, регионалы сами предостерегают штаб от манипуляций путем деления избирательных округов, что может привести к критике в фальсификациях и неизбежной дискредитации ЦИК.
Во-вторых, репутация ЦИК может пострадать, если все оппозиционные партии решат одновременно подать документы на регистрацию кандидатов в депутаты. По закону, ЦИК должен принять решение о регистрации или отказе в регистрации в течение 5 дней. Если кандидатов окажется тысячи, Центризбирком физически не успеет обработать такое количество документов.
Голосование на дому. Авторы документа считают риском для провластных партий тот факт, что действующий закон значительно усложняет голосования избирателей на дому. Теперь для этого есть необходимость предоставления соответствующей медицинской справки о невозможности передвигаться.
Но оказывается, что ни медицинское учреждение не выдает справку о невозможности самостоятельно передвигаться по возрасту. А это значит, что уже не будет возможности проводить голосование на дому только потому, что человек пожилого возраста - теперь для этого нужно будет доказывать реальную неспособность передвигаться.
Еще одной проблемой для регионалов может стать невозможность уточнения списков выборов на участках в день голосования. Согласно закону, такие изменения возможны только по решению суда.
Суды. Скорее всего судебные иски станут главной проблемой власти на предстоящих выборах. В документе судебным разборкам уделено не меньше внимания, чем работе избирательных комиссий. И что интересно, в отличие от других пунктов аналитической записки, во всех пунктах, где речь идет о судах, предполагается, что оппозиция намеренно использовать этот инструмент для дискредитации комиссий и искусственной провокации разговоров о фальсификациях.
Во-первых, в провластной команде считают угрозой право наблюдателей от общественных организаций на обжалование решений и действий избирательных комиссий. Как отмечается в документе, "это может вызвать поступления огромного количества жалоб, подготовленных заранее, исключительно с целью дискредитации избирательного процесса. И даже правомерный отказ в их удовлетворении приведет к критике в попытках фальсификаций и недемократичности избирательного процесса".
Во-вторых, в документе выражается обеспокоенность тем, что на рассмотрение жалоб на решения, действий или бездеятельности комиссий предусмотрено всего 5 дней. Это может привести к одновременной подаче "заранее подготовленного большого количества жалоб" и "умышленному затягиванию рассмотрения жалоб". Таким образом, отмечается в документе "одно судебное решение, которым будет признано неправомерным решение или действие ОИК, может поставить под сомнение результаты выборов и соответствующую критику насчет недемократичности избирательного процесса".
В-третьих, многочисленные судебные иски могут привести к дискредитации ЦИК. И что интересно, авторы документа считают особым риском для власти тот факт, что все споры с ЦИК слушает Высший админсуд, который "всегда заходится в центре внимания всех СМИ".
Главный риск
Этот пункт, указан в документе последним, хотя во время подготовки к выборам может стать главным психологическим оружием оппозиции.
Так одним из рисков практического применения закона о выборах в Партии регионов считают норму об обязательном хранения избирательных бюллетеней 5 лет. То есть обеспокоенность вызывает тот факт, что в течение 5 лет (до 2017 года) будет возможность ознакомиться с избирательной документацией и провести пересчет голосов избирателей.
Проще говоря, эта норма берет на крючок всех причастных к выборам лиц на следующие пять лет. В случае выявления нарушений в течение 2012-2017 годов член любой избирательной комиссии может быть привлечен к уголовной ответственности за нарушение норм закона о выборах. Такая уголовная ответственность ожидает любого, кто попытается уничтожить протоколы комиссий на любом уровне.
Мустафа Найем
Похожие статьи:
Политика → Псевдопозиционные БЮТ и Фронт перемен загрызут друг друга, а КПУ окончательно исчезнет
Новости → Список ПР на выборах возглавит Азаров
Новости → 26 апреля ЦИК объявит границы избирательных округов
Политика → Председатель КИУ: В Украине каждые выборы проводились согласно новому закону, и нынешний - тоже одноразовый
Новости → Наиболее проблемными выборы будут в мажоритарных округах - эксперт
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями