Председатель КИУ: В Украине каждые выборы проводились согласно новому закону, и нынешний - тоже одноразовый

24 ноября 2011 - Администратор
article826.jpg

На прошлой неделе Верховная Рада приняла закон о выборах народных депутатов. Хоть большинство принципиальных для оппозиции норм не были учтены, закон приняли рекордным количеством голосов - 366. О предпосылках такого компромисса рассказал председатель Комитета избирателей Украины Александр Черненко.

- Как Вы объясните такой невиданный консенсус власти и оппозиции?

- Оппозиция проголосовала за этот закон, потому что политическая целесообразность оказалась выше принципиальной позиции. Большие партии, приняв его, практически перекрыли кислород новым партийным образованиям, которым проблематично преодолеть пятипроцентный барьер. Социология показывает, что такой процент преодолевают только три политических силы: Партия регионов, БЮТ и Фронт изменений, имеющий больше семи процентов поддержки. Теоретически реальный шанс попасть в парламент, если красиво проведут избирательную кампанию, имеют еще несколько партий - КПУ, УДАР и "Свобода". Для всех других партий - это совсем неподъемная высота. Даже если посчитать суммарный рейтинг этих трех партий - они охватят максимум 50% избирателей. Остальные 50% голосов из-за высокого барьера отсеются, соответственно не будут учтены.

Оппозиция проголосовала, поскольку закон поставил заслоны для самых примитивных фальсификаций. Имеется ввиду невозможность снятия кандидатов с регистрации по надуманным причинам, голосование дома только со справкой от врача, защита бюллетеней, предусмотрение пяти дней для обжалования в судах, а также другие вещи, касающиеся предоставления копии протоколов.

Эти заслоны делают фальсификации сложнее, но это не значит, что их не будет вообще. Какой бы закон не принимался, если будет политическая воля на фальсификации, - ни один закон их не остановит.

- Есть ли в законе мины замедленного действия?

- Закон разрешает одновременно баллотироваться кандидату в депутаты как в списке политпартии, так и в мажоритарном округе, при том, что соответствующая норма в тогдашнем законе была отменена еще в 1998 году Конституционным Судом как противоречащая Конституции. Если впоследствии эту норму не исправят, то будет возможность обжаловать ее в КСУ.

- Сможет ли Партия регионов, взяв на вооружение этот закон, получить большинство в парламенте?

- Даже если голосов по партийным спискам больше наберут БЮТ и Фронт изменений, чем Партия регионов, есть другая половина парламента, избираемая по мажоритарным округам.

На этапе избирательной кампании Партия регионов, используя деньги, админресурс, будет пытаться провести больше своих кандидатов по мажоритарным округам. Даже когда победят популярные самовыдвиженцы и попадут в парламент, с ними будет проводиться робота по привлечению в коалицию. Как правило, это будут люди небедные, у которых есть определенный бизнес, а значит уязвимые.

Сейчас трудно точно спрогнозировать, но очевидно, что по смешанной системе, по пятипроцентному барьеру Партия регионов планирует получить по крайней мере простое большинство в парламенте - 226 голосов. Очевидно, они не против конституционного большинства, но учитывая определенное падение рейтинга Партии регионов и то, что не все мажоритарники будут лояльны, я думаю, что 300 голосов собрать будет проблематично, я бы сказал, даже нереально.

Думаю, провластное большинство в парламенте будет, но очень неустойчивое, поскольку мажоритарники всегда держат нос по ветру, и как только где-то начнутся проблемы, сразу убегут из этого большинства, и власть пошатнется. Такие прецеденты уже были.

- Это одноразовый закон?

- Однозначно. Кто бы что не говорил, как показывает практика, только один закон реализовался на двух выборах - в 2006 и 2007 годах и только потому, что последние выборы были досрочными и принять новый закон просто не успели. У нас все президентские и парламентские выборы постоянно проводились согласно новому закону, и этот не будет исключением.

Если на следующих выборах политические расклады поменяются, то очевидно, что под них снова будут писать закон. И в этом большая проблема. Комитет избирателей будет бороться за принятие Избирательного кодекса, который бы запретил менять избирательные законы хотя бы на протяжении 10 лет. Проект Избирательного кодекса есть, он прошел оценку Венецианской комиссии и зарегистрирован в парламенте. Осталось вынести его на рассмотрение Верховной Рады и проголосовать. Думаю, быстро его не примут, но хотя бы до следующих выборов мы это сделаем.

- Говорят, что этот закон не застрахует от покупки мажоритарных округов. Известны ли расценки?

- На самом деле нет каких-то универсальных прайсов. Есть избирательные округа, в каком-то из них больше избирателей, в каком-то меньше. Есть популярные кандидаты, которые могут пройти даже без денег, и есть кандидаты, которых никто никогда не видел, не знает. Они будут приезжать на округ и начинать бизнес-проект. В общей сложности на агитацию, скрытую рекламу в СМИ, рекламные ролики мажоритарники будут тратить на округах от 1 до 5 миллионов долларов. Все будет зависеть от популярности кандидата и уровня жизни в округе. Для партий, имеющих шанс попасть в Раду, полноценная кампания будет стоить от 50 до 100 миллионов долларов. В целом парламентские выборы обойдутся украинцам в среднем в миллиард гривень. Это не такая уже и большая сумма для организации нормального избирательного процесса.

Алла Шершень,

Укринформ

Похожие статьи:

ПолитикаПсевдопозиционные БЮТ и Фронт перемен загрызут друг друга, а КПУ окончательно исчезнет

ПолитикаКрасное знамя Победы...

НовостиРада приняла закон о выборах

ПолитикаКаждому «соотечественнику» по паспорту РФ?

НовостиГосдума России приняла нашумевший закон об охране здоровья

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1950 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]