Российские выборы - есть ли выбор?

29 октября 2011 - Администратор
article632.jpg

Политическая система России деградировала. Это заявление главы госкомпании "Роснано" Анатолия Чубайса в преддверии российских парламентских выборов кратко, но емко обозначило состояние российского государства.

По оценкам сторонних наблюдателей, в России воцарилась полная политическая апатия. Предстоящие выборы в Госдуму никем не рассматриваются как элемент управления и контроля государством со стороны народа - уже давно очевидно, что Госдума, по меткому выражению ее спикера, это "не место для дискуссий". Тем более, что все рычаги управления страной все равно находятся в Кремле, а парламент нужен лишь для фиксации его решений.

Мало кому интересны и президентские выборы 2012 года. Многим понятно, что реальным хозяином Кремля был, есть и будет Владимир Путин, а выборы - лишь узаконивание его переезда из Белого дома в Кремль. При этом - даже на два срока (а это, по новым законам, уже 12 лет). Хотя некоторые российские эксперты и предсказывают его переход после первого срока в некие наднациональные интеграционные структуры нового Евразийского союза.

На этом фоне логичным выглядит крайне низкая электоральная поддержка партии власти - по данным закрытых опросов рейтинги партии "Едина Россия" в некоторых регионах РФ составляют около 5%. Официальные рейтинги в Москве выставляют для этой партии общую планку в 65% поддержки. В целом мало кто сомневается, что в итоге ЕР наберет больше 50% голосов. Бытует расхожее мнение - в российских условиях победит тот, кому "правильно посчитают". Главное тут - не переборщить, чтобы не получилось "неудобно".

"Этих людей не смущает ни тотально сфальсифицированные "выборы" в Санкт-Петербурге, где Матвиенко получила туркменский результат в 95%, ни тотально сфальсифицированные "выборы" в Московскую городскую Думу, где по оценкам экспертов, было вброшено порядка 1 млн. бюллетеней в пользу партии жуликов и воров, ни аномальные результаты на Кавказе, в Татарстане, Башкирии и других регионах", - говорит об избирательном процессе оппозиционный Борис Немцов.

Хотя и перспективы самой российской оппозиции в такой ситуации весьма туманны. Как таковой ее как бы и нет - попытки "Другой России", "РОТ ФРОНТ" и "ПАРНАСа" легализироваться ни к чему не привели из-за противодействия государственного аппарата. Под разными надуманными предлогами этим партиям отказано в регистрации, и ни одна из них к выборам в Госдуму 4 декабря попросту не допущена.

Намерение оппозиции проводить еженедельные акции против таких выборов вряд ли исправит ситуацию. По идее, кульминацией таких действий должен стать массовый протест граждан на Триумфальной площади Москвы 4 декабря. Но уже первые "акции несогласных" продемонстрировали бесперспективность идеи. Поскольку оппозиционеров как "паковали", так и будут "паковать" дальше, не давая будоражить массы. Да и назвать массовыми эти акции, которые собирают человек по 20 протестантов, как-то не получается.

Оппозиция вряд ли сможет реализовать и альтернативный способ противодействия безальтернативным выборам, коим мог бы стать саботаж. У "несогласных" попросту нет единого мнения, как это делать: то ли голосовать за любую партию кроме "Единой России" ("метод Навального"), то ли портить бюллетени по совету движения "Голосуй против всех!".

А как же "источник власти" - народ? С ним, похоже, у российских властей заключен негласный "социальный контракт": мы (власти) обеспечиваем вам стабильность и минимальную материальную компенсацию, а вы (население) не лезете в политику.

Возможны ли изменения в таких условиях? Теоретически - да. Для этого в обществе должна набраться критическая масса организованных и решительных людей, готовых пожертвовать собой или своей карьерой ради преобразований.

Предпосылок для формирования массы недовольных властью в России с каждым днем вроде бы становится все больше: уменьшение доходов бюджета и рост расходов, в частности - на оборону, может повлечь за собой девальвацию национальной валюты или уменьшение социальных выплат. В итоге такой "социальный контракт" вполне может быть нарушен одной из "высоких договаривающихся сторон".

Кроме того, в современных условиях нивелирован безусловный ранее авторитет первого лица государства - президента. Но и образ Владимира Путина перед будущим восхождением на пост уже не кажется избирателям настолько же привлекательным, как раньше. Люди, опрошенные факультетом политологии МГУ все более скептически оценивают деловые качества Путина, у многих вызывает антипатию его склонность к популизму и использованию просторечной лексики.

Однако определяющим фактором развития политической ситуации в России является другая особенность. В современных реалиях российское общество отождествляет то, что социологи называют "обществом контроля". Такое общество основано на сложной форме доминации: власть допускает формальную свободу, но сохраняет контроль над экономической и идеологической системами. Если говорить метафорично, полицейские исчезли с улиц, но оказались в головах людей.

Нет ничего удивительного в том, что предстоящие парламентские выборы в России могут рассматриваться как своеобразный референдум о доверии "к себе любимому".

Хотя, с другой стороны, российское общество явно соскучилось по новым лицам на высоком политическом Олимпе. И скучать, похоже, может еще долго.

МОСКВА, Игорь Соловей. 28 октября 2011 года.

Укринформ

Похожие статьи:

ПолитикаВнешнеполитические шаги Украины и России: оценки экспертов

ПолитикаЧетвертая мировая война:Ливия. Кто следующий?

ПолитикаРусский народ Украины в «косачёвской модальности»

НовостиС 2002 года население России уменьшилось на 2,2 миллиона человек

ПолитикаГод Януковича: ющенковщина без Ющенко или отход для разбега?

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1685 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]