Конституционный Суд Украины запретил задерживать граждан за неповиновение милиции

13 октября 2011 - Администратор
article550.jpg

13 октября 2011 Конституционный Суд Украины обнародовал принятое 11 октября Решение по делу по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений Кодекса Украины об административных правонарушениях и Закона Украины "О милиции" (дело о сроках административного задержания).

Конституционный Суд Украины считает, что в соответствии с принципом верховенства права задержания без мотивированного решения суда в административном процессе не может длиться дольше, чем задержание в уголовном процессе и превышать семьдесят два часа. В связи с этим, оспариваемые положения статьи 263 Кодекса, абзаца четвертого пункта 5 части первой статьи 11 Закона Украины "О милиции", которыми предусмотрена возможность задержания правонарушителей до трех суток, есть такими, которые не противоречат требованиям Основного Закона Украины (поскольку не превышают установленного конституционного максимума возможной продолжительности задержания (семьдесят два часа)). В тоже время, положения статьи 263 Кодекса, предусматривающие возможность задержания правонарушителей до десяти суток, является противоречащими требованиям Конституции Украины, поскольку дают право уполномоченным на то лицам осуществлять задержание на срок свыше семьдесят два часа.

Лица, совершившие определенные правонарушения (мелкое хулиганство, насилие в семье и т.д.) могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей или должностным лицом соответствующего органа (часть четвертая статьи 263 Кодекса). О совершении таких правонарушений составляется протокол уполномоченными на то лицами. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях начинают исчисляться со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, однако в Кодексе установлен только срок направления в суд протокола о совершении административного коррупционного правонарушения - три дня.

Таким образом, законодатель оставил вне сферы своего регулирования вопросы относительно сроков составления протокола об административном правонарушении и его передачи в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело о таком правонарушении и вынести соответствующее постановление, оставив тем самым за органами (должностными лицами), уполномоченными реагировать на административных правонарушениях, вправе по собственному усмотрению определять такие сроки, что создало почву для возможных злоупотреблений со стороны последних.

Поэтому Конституционный Суд Украины считает положение части четвертой статьи 263 Кодекса, противоречащими статье 8 Конституции Украины, за их несоответствия принципа правовой определенности.

Согласно части пятой статьи 263 Кодекса срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находившегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления. В части восьмой статьи 259 Кодекса говорится о доставления нарушителя в возможно короткий срок. Однако в законодательстве не установлено, каким образом должен определяться такой срок и какова допустимая максимальная его продолжительность.

По мнению Конституционного Суда Украины, доставка хотя и отличается от административного задержания, однако по своей сути является мерой принуждения, связанным с конституционным правом человека на свободу и личную неприкосновенность. Неопределенность в решении вопроса, связанного со временем доставки нарушителя, может привести к определенным злоупотреблениям со стороны соответствующих органов при установлении возможного срока ограничения права лица на свободу, который с учетом времени доставки может длиться больше, чем это определено в законе.

Остается неясным также вопрос относительно момента вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, что приводит к неопределенности в решении вопроса относительно общего времени содержания такого лица в соответствующих органах, что также может быть основанием для определенных злоупотреблений со стороны таких органов.

Следовательно, положение части пятой статьи 263 Кодекса противоречат статье 8 Конституции Украины.

Согласно абзацу шестому пункта 5 части первой статьи 11 Закона Украины "О милиции" милиции предоставлено право задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях лиц, проявивших неповиновение законному требованию работника милиции, до рассмотрения дела судом, но не более чем на 24 часа.

Как отметил Конституционный Суд Украины в Решении от 29 июня 2010 года № 17-рп/2010, "задержание в любом случае не может быть признано обоснованным, если деяния, которые инкриминируются задержанному, на время их совершения не могли расцениваться или не признавались законом как правонарушения ".

Из анализа действующего законодательства Украины усматривается, что на законодательном уровне действия, которые проявляются в форме неповиновения и злостного неповиновения, не отождествляются. Поскольку неповиновение законному требованию работника милиции Кодекс не квалифицирует как административное правонарушение, Конституционный Суд Украины считает оспариваемые положения абзаца шестого пункта 5 части первой статьи 11 Закона Украины "О милиции", противоречащими статье 8 Конституции Украины.

Резолютивная часть

1. Признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения:

- Частей второй, третьей статьи 263 Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно возможности административного задержания лиц "на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность";

- Частей четвертой, пятой статьи 263 Кодекса Украины об административных правонарушениях;

- Абзаца шестого пункта 5 части первой статьи 11 Закона Украины "О милиции" от 20 декабря 1990 года № 565-XII с последующими изменениями, согласно которому милиции предоставлено право задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях "лиц, проявивших неповиновение законному требованию работника милиции, до рассмотрения дела судом, но не более чем на 24 часа ".

2. Признать соответствующими Конституции Украины (конституционными) положения:

1) статьи 263 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в частности:

- Части первой, согласно которой в исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законами Украины могут быть установлены иные сроки административного задержания;

- Части второй относительно возможности задержания лица в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания;

- Части третьей по возможности задержание лица в необходимых случаях для установления личности, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых наркотических средств и психотропных веществ и их исследования - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания;

2) абзац четвертый пункта 5 части первой статьи 11 Закона Украины "О милиции" от 20 декабря 1990 года № 565-XII с последующими изменениями, согласно которому милиции предоставлено право задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях лиц, совершивших административные правонарушения, в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания.

3. Положения Кодекса Украины об административных правонарушениях, Закона Украины "О милиции" от 20 декабря 1990 года № 565-XII с последующими изменениями, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

4. Рекомендовать Верховной Раде Украины привести положения Кодекса Украины об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Решением.

5. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Похожие статьи:

Правовая защитаКонституционный Суд Украины подтвердил неприкосновенность личной жизни

Правовая защитаКонституционный Суд Украины принял решение в пользу должников банков

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

0 # 13 октября 2011 в 15:00 +1
Ну вот хоть что то меняется к лучшему и возможно чуть меньше будет ментовской вседозволенности.  dance

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]