КСУ разрешил избирать спикера ВРУ кнопкодавам

12 июля 2012 -
article2166.jpg

Конституционный Суд Украины обнародовал решение № 15-рп/2012 от 11.07.2012, о законности процедуры избрания спикера бюллетенями.

 

12 июля Конституционный Суд Украины официально обнародовал принятое 11 июля решение по делу по конституционному представлению 51 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений частей пятой, шестой статьи 75, части четвертой статьи 77 Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины" о Регламенте Верховной Рады Украины" (дело об избрании Председателя Верховной Рады Украины).

 

Суть вопроса


Авторы ходатайства утверждают, что положение части шестой статьи 75 "если бюллетени для тайного голосования получили не менее двух третей народных депутатов от их фактической численности", части четвертой статьи 77 "принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней" и "голосование считается состоявшимся, если бюллетени для тайного голосования получили не менее двух третей народных депутатов от их фактической численности "Регламента Верховной Рады Украины (далее - Регламент) не соответствуют Конституции Украины.

Народные депутаты Украины считают, что согласно Конституции Украины решения Верховной Рады Украины, в частности об избрании и отзыве председателя Верховной Рады Украины с должности, должны приниматься большинством от ее конституционного состава независимо от того, сколько народных депутатов Украины не принимали участия в голосовании или не получили соответствующие бюллетени.

Также авторы представления убеждены, что положения Регламента о тайном голосовании по кандидатурам на должность Председателя Верховной Рады Украины и об отзыве Председателя Верховной Рады Украины с должности без применения процедуры, предусмотренной статьей 50 Регламента, ограничивающие полномочия парламента самостоятельно принимать решения по таким процедурным вопросов.


Краткое изложение мотивировочной части Решения


Конституционный Суд Украины, решая поднятые в конституционном представлении вопросы, исходит из следующего.

Как усматривается из содержания статей 1, 5 Конституции Украины, определяющей основой парламентаризма является открытость работы парламента. По статье 84 Конституции Украины заседание Верховной Рады Украины проводятся открыто, решения принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования.

По части первой статьи 88 Конституции Украины Верховная Рада Украины избирает из своего состава Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины и отзывает их. В Основном Законе Украины не установлены специальные требования относительно избрания и отзыва Председателя Верховной Рады Украины с должности тайным голосованием путем подачи бюллетеней.

Из содержания статей 84, 88 Основного Закона Украины усматривается, что Председатель Верховной Рады Украины избирается и отзывается с должности на открытом пленарном заседании парламента, за исключением случаев, когда по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины проводится закрытое пленарное заседание.

Согласно статьям 84, 88, 91 Конституции Украины решения об избрании или отзыве Председателя Верховной Рады Украины с должности принимается большинством от конституционного состава парламента на его пленарных заседаниях путем голосования.

Из изложенного следует, что положения части пятой статьи 75, части четвертой статьи 77 Регламента, по которым решение по кандидатурам на должность Председателя Верховной Рады Украины и об отзыве Председателя Верховной Рады Украины с должности принимаются тайным голосованием путем подачи бюллетеней, не обеспечивают открытости в работе парламента, а потому не отвечают части первой статьи 84 Основного Закона Украины.

Конституционный Суд Украины считает, что избрание Председателя Верховной Рады Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней, т.е. принятие решения не на пленарном заседании Верховной Рады Украины, противоречит части второй статьи 84 Конституции Украины, согласно которой решение Верховной Рады Украины принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях.

Согласно оспариваемым положениям части шестой статьи 75, части четвертой статьи 77 Регламента избранным Председателем Верховной Рады Украины считается кандидат на должность, получивший большинство голосов народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, если бюллетени для тайного голосования получили не менее двух третей народных депутатов Украина их фактической численности; голосование считается состоявшимся, если бюллетени для тайного голосования получили не менее двух третей народных депутатов Украины от их фактической численности.

Как отметил Конституционный Суд Украины в Решении от 14 октября 2003 года № 16-рп, решения Верховной Рады Украины является результатом ее волеизъявления и принимаются на коллегиальной основе. Согласно статье 91 Конституции Украины Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и другие акты большинством от ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Основным Законом Украины.

В Решении Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 года № 17-рп сформулирована правовая позиция, согласно которой Верховная Рада Украины правомочна осуществлять свои полномочия при условии присутствия на ее пленарных заседаниях на момент голосования не меньше того количества народных депутатов Украины, согласно положениям статей 89, 91, 94, 111, 135, 155, 156 Конституции Украины необходима для принятия соответствующего решения. В этом же Решении указано, что неучастие определенного количества народных депутатов Украины в голосовании не является составной частью процесса принятия решений Верховной Радой Украины.

Так, согласно Основному Закону Украины единственным требованием о численности народных депутатов Украины, которой определяется принятия решений (актов) полномочной Верховной Радой Украины, является наличие определенной в статье 91 и других положениях Основного Закона Украины соответствующего количества голосов народных депутатов Украины от конституционного состава парламента.

Резолютивная часть


1. Признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными), положения Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины" от 10 февраля 2010 года № 1861-VI, а именно:

- Части пятой статьи 75 "решение по кандидатурам на должность Председателя Верховной Рады Украины принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней";

- Части шестой статьи 75 "если бюллетени для тайного голосования получили не менее двух третей народных депутатов от их фактической численности";

- Части четвертой статьи 77 "принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней и" и "голосование считается состоявшимся, если бюллетени для тайного голосования получили не менее двух третей народных депутатов от их фактической численности».

2. Положение Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины" от 10 февраля 2010 года № 1861-VI, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

 

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2113 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]