Кабинет министров утвердил порядок оплаты услуг адвокатов, которые будут предоставлять бесплатную вторичную правовую помощь лицам, задержанным в административном или уголовно-процессуальном порядке, а также в уголовных делах.
Соответствующее постановление было разработано на реализацию закона "О бесплатной правовой помощи", сообщает пресс-служба Минюста.
"Размер вознаграждения адвокатов за предоставление вторичной правовой помощи предложено осуществлять посуточно с учетом многих факторов. В частности, будет учитываться степень тяжести преступления, коэффициент сложности дела, стадия производства по делу, полнота участия адвоката в соответствующих процессуальных действиях и т.п.", - говорится в сообщении.
Размер оплаты за час работы адвоката по предоставлению вторичной правовой помощи установлен на уровне 2,5% минимальной заработной платы.
Предполагается, что принятие постановления позволит экономически обоснованно и справедливо решить вопрос оплаты услуг адвокатов, оказывающих вторичную правовую помощь лицам, задержанным в административном или уголовно-процессуальном порядке, а также в уголовных делах.
Как известно, согласно закону Украины "О безоплатной правовой помощи" с 1 января 2013 г. безвозмездная вторичная правовая помощь должна оказываться лицам, к которым применено административное задержание и арест; подозреваемым в совершении преступления лиц, задержанным органами дознания и следствия; лицам, к которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу; лицам, по делам которых в соответствии с положениями УПК Украины участие защитника является обязательным.
Министерство юстиции Украины 9 апреля 2012 выпустило разъяснения Закона Украины "О бесплатной правовой помощи".
Директор Центра правовой реформы и законопроектных работ при Министерстве юстиции Украины А. Вишневский пишет по этому поводу следующее.
С момента закрепления в Конституции и некоторых специальных законах Украины права на бесплатную правовую помощь лицам реализация такого права в полном объеме была невозможна из-за отсутствия единой законодательно установленной политики в сфере получения правовой помощи за счет государства.
Принятие Верховной Радой Украины Закона Украины "О бесплатной правовой помощи", который вступил в силу 9 июля 2011 года, позволило Украине получить правовую базу и институциональный механизм для реализации как закрепленного статьей 59 Конституции Украины права каждого на правовую помощь, в частности, в случаях, когда она соответствии с законом должна предоставляться бесплатно, так и обязательств по ряду международных договоров, содержащих положения о предоставлении правовой помощи и участником которых является Украина. В частности, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., прямо или косвенно устанавливают обязательства для государств-участников оказывать бесплатную и квалифицированную правовую помощь малообеспеченным лицам при обвинении их в совершении уголовных правонарушений.
Так, в § 3 (c) статьи 6 Европейской конвенции отмечается, что каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права, как защищать себя лично или помощь защитника, избранного по собственному усмотрению, либо - при недостатке средств для оплаты услуг помощи защитника - получать такую помощь бесплатно, когда того требуют интересы правосудия. Аналогичная норма содержится и в § 3 (d) статьи 14 части III Международного пакта, согласно которой каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, если он не имеет достаточно средств для оплаты этого защитника.
Украина, ратифицировав Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., взяла на себя обязательство создать условия и возможности для предоставления бесплатной правовой помощи малообеспеченным лицам при обвинении в совершении уголовного преступления.
Принятый Закон определяет порядок и основания предоставления бесплатной правовой помощи, субъектов ее предоставления, государственные гарантии относительно предоставления бесплатной правовой помощи, полномочия органов исполнительной власти в этой сфере, порядок обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и должностных лиц по вопросам предоставления бесплатной правовой помощи.
Определяющими принципами правовой помощи, что гарантируется государством, согласно нового Закона является ее доступность и качество. Согласно Закону бесплатная вторичная правовая помощь финансируется за счет расходов Государственного бюджета Украины. Таким образом, гарантированность государством бесплатной правовой помощи приобретает новое - реальное содержания.
Закон предусматривает предоставление двух видов юридической помощи - первичной и вторичной. Таким образом, законодатель дифференцирует понятия "доступа к праву" (англ. access to law, фр. Acces au droit) и "доступа к правосудию" (англ. access to justice, фр. Acces au justice), ведь они различны как по форме и содержанию, так и по способу реализации.
Бесплатная первичная правовая помощь включает:
• предоставление правовой информации;
• предоставление консультаций и разъяснений по правовым вопросам;
• составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме процессуальных)
• оказание помощи в обеспечении доступа лиц к бесплатной вторичной правовой помощи и медиации.
Получить такую помощь может каждый: обратиться за предоставлением указанной помощи имеют право не только граждане Украины, но и иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины.
Согласно Закону оказывают первичную правовую помощь все органы исполнительной власти и местного самоуправления - по вопросам, относящимся к их компетенции, а также образованные в соответствии с Законом органами местного самоуправления специализированные учреждения и привлеченные ими физические и юридические лица частного права.
Обращение о предоставлении бесплатной первичной помощи направляются или представляются непосредственно в центральные и местные органы исполнительной власти, территориальные органы центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления согласно их компетенции, которые в свою очередь в течение 30 календарных дней должны предоставить соответствующие правовые услуги.
Если в обращении содержится просьба лишь о предоставлении правовой информации, то соответствующая информация предоставляется в течение пятнадцати дней со дня получения обращения.
В случае возникновения ситуации, когда вопросы, затронутые в обращении, не относятся к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, к которому оно поступило, такое обращение перенаправляется в пятидневный срок в соответствующий орган, о чем сообщается лицу, подавшему обращение.
Сегодня бесплатная первичная помощь уже оказывается: при многих органах исполнительной власти действуют общественные приемные, консультативные пункты. Так, при местных государственных администрациях, центрах социальных служб для семьи, детей и молодежи, исполнительных органах районных, городских советов действуют 916 общественных приемных по предоставлению бесплатной правовой помощи, 1761 выездной консультационный пункт для оказания правовой помощи гражданам отдаленных районов сельской местности. В системе органов юстиции реализована возможность получения бесплатной первичной правовой помощи, в частности, на базе 745 общественных приемных, созданных при управлениях юстиции, а также 1970 выездных консультационных пунктов, в работе которых принимают участие работники органов юстиции.
С целью приведения подзаконных нормативно-правовых актов в части оказания бесплатной первичной правовой помощи в соответствии с Законом Украины "О бесплатной правовой помощи" приказом Министерства юстиции Украины от 21 сентября 2011 №3047/5 утвержден Порядок работы общественной приемной по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи.
Существенный вклад вносят и неправительственные организации, которые предоставляют правовые услуги населению бесплатно, в частности, 28 созданных Международным фондом "Возрождение" центров правовой информации и консультаций, которые также оказывают бесплатную первичную правовую помощь, проводят право-просветительские мероприятия и информационные кампании по защите общественных интересов в 15 регионах Украина. Так, например, 2010 - 2011 годы центр правовой информации и консультаций в Херсоне предоставил около 1500 правовых консультаций. За 2008 - 2011 годы в Хмельницком центре правовой информации и консультаций бесплатную правовую помощь получили более 7000 граждан, а юристы центра оказали более 5000 юридических консультаций и подготовили около 2000 исковых заявлений. При этом центром ежемесячно проводятся выездные приемы в 8 сельских советах Хмельницкого района. Только в течение 2011 года таких выездов было более 60.
Предоставлением первичной правовой помощи занимаются и юридические клиники, созданные при юридических факультетах высших учебных заведений III - IV уровней аккредитации. В таких клиниках студенты оказывают бесплатные юридические консультации лицам, которые не могут себе позволить обратиться за платной юридической помощью. Деятельность юридических клиник урегулирована приказом Министерства образования и науки Украины №592 от 3 августа 2006 года "Об утверждении Типового положения о юридической клинике высшего учебного заведения Украины". Эффективно действуют и оказывают консультации среди других экспериментальная учебная лаборатория факультета правовых наук Национального университета "Киево-Могилянская Академия", юридические клиники Национального университета "Одесская юридическая академия" и Национального университета "Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого ", юридическая клиника" Феникс "Киевского университета права НАН Украины.
Система оказания бесплатной первичной юридической помощи будет формироваться и совершенствоваться именно с учетом опыта деятельности указанных общественных приемных, центров правовой информации и консультаций, юридических клиник и других организаций, предоставляющих бесплатную первичную правовую помощь.
Бесплатная вторичная правовая помощь будет заключаться в предоставлении следующих правовых услуг:
• защита от обвинения;
• осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;
• составление процессуальных документов.
Право на бесплатную вторичную правовую помощь, в отличие от первичной, имеют лишь отдельные категории лиц, определенные Законом, с учетом двух критериев - критерия малообеспеченности и принадлежности к тем категориям лиц, для которых законами уже закреплено право на бесплатную правовую помощь.
Согласно критерию малообеспеченности Закон предоставляет право на бесплатную вторичную правовую лицам, среднемесячный совокупный доход семьи которых ниже суммы прожиточного минимума, рассчитанного и утвержденного в соответствии с Законом Украины "О прожиточном минимуме" для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения и инвалидам, которые получают пенсию или пособие, назначаемое вместо пенсии, в размере менее двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц.
Среди других лиц, имеющих право на получение бесплатной вторичной правовой помощи, указаны те лица, к которым применено административное задержание или административный арест, а также подозреваемые в совершении преступления лица, задержанные органами дознания и следствия, лица, к которым в качестве меры пресечения избрано содержания под стражей и лица, по делам которых в соответствии с Уголовно-процессуального кодекса Украины участие защитника является обязательным. Закрепление на уровне Закона права вышеуказанных лиц на юридическую помощь свидетельствует о приближении украинского законодательства к общепринятым в демократическом мире стандартов защиты прав человека.
Отсутствие законодательно определенных процедур получения бесплатной правовой помощи, право на получение которой было в разные годы закреплено многими специальными законами по определенным категориям лиц, фактически не позволяла таким лицам воспользоваться своим правом. Именно поэтому принятый закон определяет наряду с другими лицами, которые имеют право на бесплатную правовую помощь, следующие категории: дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье, беспризорные дети, лица, отношении которых решается вопрос о предоставлении статуса беженца и в случае обжалования решения о статусе беженца; ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной, лица, принадлежащие к числу жертв нацистских преследований, лица, в отношении которых суд рассматривает дело об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признания его недееспособным или возобновления его дееспособности, лица, в отношении которых суд рассматривает дело о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке, лица, реабилитированные согласно законодательству Украины.
Предоставление бесплатной вторичной правовой помощи на сегодня осуществляют три пилотные офисы гражданской защиты, созданные при содействии Международного фонда "Возрождение" в Харькове, Хмельницком и Одессе. За 2010 год благодаря активной защите адвокатов Харьковского офиса общественной защиты органами досудебного следствия и судами было закрыто 134 уголовных дела, освобождены от уголовной ответственности 116 человек; судами удовлетворено свыше 27% представлений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подзащитных. Адвокаты Белоцерковского офиса общественной защиты за 2010 год присутствовали при 118 задержаниях, проводимых сотрудниками милиции города и района, а это составляет 76% от общего количества проведенных задержаний. Также в Хмельницком офисе гражданской защиты 87% задержанных, о которых офис был уведомлен, не отказались от правовой помощи адвокатов офиса, а благодаря активной защите на стадии задержания около 40% задержанных лиц, по которым следователем вынесено представление о взятии под стражу, были освобождены.
Начала свою деятельность по поддержке формирования системы бесплатной правовой помощи Всеукраинская благотворительная организация "Украинский фонд правовой помощи", целью создания которой является обеспечение доступа к правосудию путем предоставления правовой помощи и внедрение высоких стандартов правосудия в Украине.
Внедрение Закона Украины "О бесплатной правовой помощи" предусматривает осуществление комплекса организационных мер, направленных на формирование в Украине эффективной системы предоставления бесплатной правовой помощи. Так, до 1 января 2013 года Министерством юстиции при главных управлениях юстиции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе с учетом потребностей соответствующей административно-территориальной единицы будет образовано 27 центров по оказанию бесплатной вторичной правовой помощи.
Особенностью этих центров будет то, что исключительно они будут организовывать предоставление бесплатной правовой помощи, в частности, рассматривать обращения и принимать решения о предоставлении (или отказе в предоставлении) соответствующей помощи, обеспечивать участие защитника в предусмотренных законодательством случаях и заключать контракты (договоры) с адвокатами, включенными в соответствующий реестр адвокатов. Центры будут действовать как неприбыльные государственные учреждения на правах юридического лица.
Учитывая, что такого количества будет недостаточно для охвата всей территории Украины, а особенно ее отдаленных населенных пунктов, очевидна необходимость создания межрайонных центров, деятельность которых распространяется на несколько районов и городов районного значения одной области.
По предварительным подсчетам, в каждой области необходимо создать в среднем два - три центра, однако, для определения оптимальной их количества, а также наиболее подходящих городов для их размещения, проводится специальное исследование, которое позволит получить интерактивную карту Украины с возможностью моделирования сети центров по предоставлению бесплатной правовой помощи с детализацией до городов районного значения с наложением дорожных развязок и географических особенностей и с учетом ряда критериев: численности населения административно-территориальной единицы, площади соответствующей территории, территориальной удаленности населенных пунктов от областного и районного центров, городов районного значения, количества задержаний, количества других лиц, имеющих право на получение вторичной правовой помощи. Создание межрайонных центров будет осуществляться в течение 2013 - 2014 годов. Всего же предварительно планируется открыть 40 - 50 таких центров.
Согласно Закону непосредственно оказывать бесплатную вторичную правовую помощь будут адвокаты, отобранные на конкурсной основе в соответствии с Порядком и условиями проведения конкурса и требования к профессиональному уровню адвокатов, привлекаемых к оказанию бесплатной вторичной правовой помощи, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2011 №1362 . Планируется, что отбор адвокатов, которые будут предоставлять такую помощь, будет проведен в течение II квартала 2012 года.
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2011 №1362 объявления о конкурсе обнародоваться на официальном сайте Минюста, на сайтах Центра правовой реформы и законопроектных работ при Минюсте, соответствующего управления, а также размещаться в местных средствах массовой информации за 30 дней до даты проведения конкурса.
Конкурс будет заключаться в проверке теоретических знаний, практических навыков и умений претендента в различных отраслях законодательства, опыта по оказанию правовой помощи как защитника при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрения уголовных дел в суде, участвовать в рассмотрении дел об административных правонарушениях или как представителя интересов личности в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами, умение правильно использовать теоретические знания в практической деятельности, в частности составление процессуальных документов.
По результатам конкурса будут отбираться претенденты для включения их в реестр адвокатов, которые будут предоставлять бесплатную вторичную правовую помощь.
В зависимости от формы сотрудничества - на постоянной основе или на временной основе (по отдельным делам) - все адвокаты делиться на тех, кто оказывает бесплатную правовую помощь на постоянной основе по контракту, и тех, кто оказывает такую помощь на временной основе на основании договора.
Примерные формы контрактов и договоров, а также порядок и условия их заключения установлены постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении порядка и условий заключения контрактов с адвокатами, которые оказывают бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе, и договоров с адвокатами, которые оказывают бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе" от 11 января 2012 №8.
Ключевым аспектом при реализации Закона является обеспечение качества юридической помощи. Для этого уже разработан проект приказа Министерства юстиции Украины "Об утверждении стандартов качества предоставления бесплатной правовой помощи", согласно которому будут установлены единые для всех адвокатов стандарты качества при предоставлении бесплатной правовой помощи. Во-первых, адвокаты привлекаться к оказанию бесплатной вторичной правовой помощи конкурентным путем (через отбор по результатам конкурса). Во-вторых, при назначении адвоката будет учитываться его специализация, опыт работы, нагрузка, сложность дел, в которых адвокат участвует. Кроме того, обязанности адвоката качественно, в объеме и в сроки предоставлять бесплатную вторичную правовую помощь будут четко определены контрактом (договором), а к адвокатам, которые будут ненадлежащим выполнять свои обязательства по условиям договора и не соблюдать порядок предоставления бесплатной вторичной правовой помощи, будут применяться меры в виде исключения из Реестра адвокатов, оказывающих бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе по контракту или на временной основе на основании договора, а также принятие решения о замене адвоката.
Качество предоставления бесплатной правовой помощи оценивается по таким критериям как результативность, своевременность, доступность, удобство, открытость, уважение к личности, профессионализм и конфиденциальность. Для комплексной оценки качества деятельности субъектов предоставления бесплатной правовой помощи будет проводиться независимый мониторинг. Соблюдение субъектами предоставления бесплатной правовой помощи стандартов качества будет способствовать эффективному и качественному выполнению ими своих обязанностей и доверия к системе юридической помощи в целом.
Согласно Закону обращение о предоставлении любой услуги бесплатной вторичной помощи лица смогут подавать любое из двух учреждений - или в центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи или в территориальный орган юстиции.
В случае, если лицо обращается непосредственно в центру по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, он обязан в течение десяти дней со дня поступления обращения принять решение о предоставлении или отказе в предоставлении соответствующей правовой помощи.
Если же лицо заявляет о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи в территориальный орган юстиции, то такой орган должен в течение трех дней со дня подачи обращения направить его в центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи. В свою очередь центр обязан в течение семи дней со дня получения обращения принять решение о предоставлении или отказе в предоставлении правовой помощи.
Для лиц, задержанных (содержание под стражей, административное задержание, административный арест, задержание по подозрению в совершении преступления) установлен специальный порядок обращения для предоставления бесплатной вторичной правовой помощи. В случае обращения таких лиц за предоставлением бесплатной вторичной правовой помощи или поступления информации о задержанных лиц центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи обязан принять решение о предоставлении безвозмездной вторичной правовой помощи с момента задержания лица.
Механизм реализации этого права закреплен постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка информирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о случаях задержания лиц" от 28 декабря 2011 № 1363. Порядок устанавливает общие требования и механизм информирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о случаях задержания лиц органами, уполномоченными осуществлять административное задержание или задержание по поручениям правоохранительных органов или задержания лиц органами дознания и досудебного следствия.
По этому Порядку немедленно после фактического задержания лица должностное лицо органа, его задержавшего, сообщает в центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи сведения о задержанном лице. В течение одного часа с момента немедленной регистрации сообщения о задержании лица центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи назначает адвоката, о чем информирует орган, который задержал человека. Назначенный адвокат должен прибыть в течение одного часа с момента получения поручения, а в исключительных случаях - не позднее чем в течение шести часов с момента получения поручения к задержанному для оказания бесплатной вторичной правовой помощи.
Такой механизм привлечения адвокатов для оказания бесплатной вторичной правовой помощи задержанным лицам заработает уже с 1 января 2013 года.
Предоставление бесплатной вторичной правовой помощи другим категориям лиц, которые согласно Закону имеют право на такую помощь, обеспечиваться поэтапно с 1 января 2014 года.
С 1 января 2017 бесплатная вторичная правовая помощь будет предоставляться в полном объеме всем категориям лиц, предусмотренным Законом. Таким образом, к 1 января 2017 основные мероприятия по созданию системы бесплатной правовой помощи в Украине планируются завершить.
Введение механизма реализации права на бесплатную правовую помощь обусловило необходимость разработки и других нормативно-правовых актов.
Так, с целью обеспечения реализации полномочий по управлению системой юридической помощи Президентом Украины 11 января 2012 принят Указ №11/2012 "О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Украины". Изменениями предусмотрено возложение на Министерство юстиции полномочий по общему управлению в сфере оказания бесплатной первичной правовой помощи и бесплатной вторичной правовой помощи. Эти полномочия согласно Указу Министерство юстиции осуществляет при участии Центра правовой реформы и законопроектных работ, относятся к сфере его управления.
С целью приведения законодательных актов в соответствие с Законом Украины "О бесплатной правовой помощи" Министерством юстиции разработан проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины "О бесплатной правовой помощи ", который Кабинетом Министров Украины внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины (№9496 от 24.11.2011) и рекомендованным к принятию за основу в первом чтении Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики 8 февраля 2012 года.
С целью обеспечения эффективного развития системы бесплатной правовой помощи с учетом положений Концепции формирования системы бесплатной правовой помощи в Украине и Закона Украины "О бесплатной правовой помощи", Центром правовой реформы и законопроектных работ при Министерстве юстиции Украины разработан проект распоряжения Кабинета Министров Украины "Об одобрении Концепции Государственной целевой программы формирования системы бесплатной правовой помощи в Украине на период до 2018 года".
Целью Концепции Государственной целевой программы является определение комплекса мероприятий организационного и экономического характера, призванных обеспечить реализацию возможности доступа к бесплатной правовой помощи лицам, имеющим на нее конституционное право и нуждающихся в ней. Выполнение соответствующих мероприятий будет происходить поэтапно в течение 2012 - 2018 годов.
Ориентировочный общий объем расходов для выполнения мероприятий Программы составит 407 млн. гривен.
На сегодня Министерству юстиции Украины выделены средства на образование 27 - 29 центров по оказанию бесплатной вторичной правовой помощи в размере 7,6 млн.грн. Выполнение Программы после ее утверждения потребует внесения изменений в Государственный бюджет на 2012 год в III квартале.
Важным фактором успеха при внедрении Закона Украины "О бесплатной правовой помощи" является организация и поддержка эффективного постоянного диалога для консенсуса по ключевым вопросам формирования системы среди главных участников этого процесса. Прежде всего, это адвокатура, а также милиция, государственная пограничная служба, органы местного самоуправления, общественные организации. С этой целью по предложению участников круглого стола по вопросам юридической помощи, который состоялся 8 декабря 2011 года, Министром юстиции в январе 2012 года была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства о юридической помощи под председательством первого заместителя Министра юстиции с участием руководителей основных организаций адвокатуры, офисов гражданской защиты, представителей заинтересованных центральных органов исполнительной власти.
Похожие статьи:
Политика → Красное знамя Победы...
Политика → Каждому «соотечественнику» по паспорту РФ?
Новости → Госдума России приняла нашумевший закон об охране здоровья
Новости → Рада приняла закон о выборах
Правовая защита → В каждой области будут созданы открытые реестры бесплатных адвокатов
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями