Соответствующий законопроект «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Про адвокатуру та адвокатську діяльність) получил регистрационный номер №10425 от 28.04.2012.
Как заявил Советник Президента Украины - Руководитель Главного управления по вопросам судоустройства Администрации Президента Украины А.Портнов, по поводу этого законопроекта: «развитие Украины как правового государства невозможно без создания действенных механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. Важную роль в этом вопросе играет совершенствование организации и функционирования такого особого института гражданского общества, как адвокатура, что согласно статье 59 Конституции Украины действует для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах.
Важность задач, которые возлагаются на адвокатов, и их особая роль в жизни украинского общества требуют, чтобы адвокатура Украины была высокопрофессиональной, независимой и эффективной в осуществлении своих функций. Создание эффективной и высокопрофессиональной адвокатуры является приоритетной задачей государства, а состояние ее деятельности - показателем правовой защищенности человека в обществе.
Однако действующее законодательство Украины в сфере адвокатуры и адвокатской деятельности не способствует достижению вышеуказанных задач, поскольку подавляющее большинство его положений не соответствует современному состоянию общественных отношений и вызовам, которые стоят перед украинской адвокатурой на сегодняшнем этапе ее развития.
Так, дальнейшее существование адвокатуры Украины невозможно без создания единой профессиональной организации, в рамках которой будет обеспечиваться неукоснительное соблюдение адвокатами корпоративных правил, а также требований актов, устанавливающих стандарты адвокатской деятельности».
Целью законопроекта является реформирование адвокатуры в соответствии с общепризнанными международными демократическими стандартами для обеспечения предоставления адвокатами высококачественной профессиональной юридической помощи.
Основными направлениями реформирования адвокатуры в соответствии с проектом Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" являются:
1. Совершенствование общих принципов адвокатской деятельности и деятельности адвокатуры Украины.
Согласно проекту организация и деятельность адвокатуры Украины осуществляется на принципах: верховенства права, законности, гуманизма, демократизма, добровольности, независимости и самоуправления. При этом гарантируется независимость адвокатуры от органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц. Обязанность по созданию надлежащих условий деятельности адвокатуры и обеспечения соблюдения гарантий адвокатской деятельности возлагается на государство.
2. Создание системы органов адвокатского самоуправления, определение их полномочий.
Проект предоставляет адвокатуре широкие функции самоуправления и саморегулирования. Так, им предусмотрено создание органов адвокатского самоуправления и определены полномочия советов адвокатов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева, Севастополя (регионов), квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры, Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, Совета адвокатов Украины. Высшими органами адвокатского самоуправления в государстве является съезд адвокатов Украины, а в регионах - соответствующие конференции адвокатов. Также предусматривается формирование ревизионных комиссий адвокатуры регионов и Высшей ревизионной комиссии адвокатуры.
В состав советов и комиссий входят исключительно адвокаты, что должно обеспечить независимость адвокатуры Украины от органов государственной власти и местного самоуправления.
Задачами адвокатского самоуправления определены: обеспечение независимости адвоката, защита от вмешательства в осуществление адвокатской деятельности, поддержания высокого квалификационного уровня адвокатов, создания благоприятных условий для осуществления адвокатской деятельности, обеспечение открытости информации об адвокатуре и адвокатской деятельности, обеспечение ведения Единого реестра адвокатов Украины и др.
Органы адвокатского самоуправления самостоятельно решают вопросы формирования высокопрофессионального адвокатского корпуса, установления профессиональных стандартов и этических требований к осуществлению адвокатской деятельности, представительства и защиты общих интересов адвокатов, сотрудничества адвокатуры с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, финансирование деятельности органов адвокатского самоуправления.
Для усиления статуса органов адвокатского самоуправления и повышения эффективности их работы проектом предусмотрена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении по запросу квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры, его палат и членов информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, которая необходима для выполнения возложенных на комиссию задач.
3. Создание Национальной ассоциации адвокатов Украины.
Одним из международных обязательств Украины является учреждение профессиональной ассоциации адвокатов, что отражено непосредственно в пункте 11 Заключения № 190 (1995) Парламентской Ассамблеи Совета Европы относительно вступления Украины в Совет Европы от 26 сентября 1995 года.
В исполнение этой обязанности проектом предусмотрено создание Национальной ассоциации адвокатов Украины, которая призвана объединить всех адвокатов Украины (по состоянию на начало 2012 года по данным Реестра адвокатов Украины - около 32 тысяч) в единую организацию, которая будет служить гарантией независимой деятельности адвокатуры в Украине.
4. Расширение видов адвокатской деятельности, профессиональных прав и обязанностей адвоката, гарантий адвокатской деятельности.
Законопроектом расширены существующие виды адвокатской деятельности, профессиональные права и гарантии адвокатской деятельности, определено содержание адвокатской тайны и эффективный правовой механизм ее защиты.
Запрещено любое воздействие на адвоката, вмешательство в его профессиональную деятельность, в том числе со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, органов адвокатского самоуправления, юридических и физических лиц.
5. Установление обязательности адвокатского запроса.
Проектом четко урегулированы вопросы относительно направления адвокатом адвокатского запроса: определен круг вопросов и адресатов, по которым может составляться и направляться адвокатский запрос. Введена обязательность требований адвокатского запроса относительно органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и подчинения, объединений граждан. В проекте также установлен срок предоставления ответа на адвокатский запрос и административную ответственность за отказ в предоставлении информации на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности.
6. Предусмотрено создание и функционирование Единого реестра адвокатов Украины.
Единый реестр адвокатов Украины ведется Советом адвокатов Украины с целью сбора, хранения, учета и предоставления достоверной информации о численности и персональном составе адвокатов Украины, адвокатов иностранных государств, которые получили право на занятие адвокатской деятельностью в Украине, избранных адвокатами формы осуществления адвокатской деятельности. Внесение сведений в Реестр осуществляется советами адвокатов регионов и Советом адвокатов Украины.
Проектом предусмотрено, что информация, внесенная в Единый реестр адвокатов Украины, является открытой на официальном сайте Национальной ассоциации адвокатов Украины.
7. Урегулирование вопросов дисциплинарной ответственности адвокатов.
В проекте приведены основания и порядок осуществления дисциплинарного производства в отношении адвокатов. Право на обращение в квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры с заявлением (жалобой) на поведении адвоката, которое может привести его дисциплинарной ответственности, предоставляется каждому, кому известны такие факты.
При этом дисциплинарное производство в отношении адвоката осуществляется на основе состязательности, что создает его участникам равные возможности.
Видами дисциплинарных взысканий, которые могут применяться к адвокату являются - предупреждение, приостановление права на занятие адвокатской деятельностью на срок от одного месяца до одного года, лишение права на занятие адвокатской деятельностью с последующим исключением из Единого реестра адвокатов Украины - для адвокатов Украины или исключение из Единый реестр адвокатов Украины - для адвокатов иностранных государств.
8. Допуск адвокатов иностранных государств к осуществлению адвокатской деятельности на территории Украины.
Во исполнение рекомендаций европейских экспертов Совместной программы Европейского Союза и Совета Европы «Прозрачность и эффективность судебной системы Украины» (Экспертное заключение по проекту Закона Украины «Об адвокатуре» от 13 октября 2009 года), а также Венецианской комиссии и Дирекции по вопросам правосудия и человеческого достоинства в составе Генеральной Дирекции по правам человека и верховенства права Совета Европы (Общий вывод относительно проекта Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» № 632/2011 от 18 октября 2011 года) законопроектом предусмотрена возможность допуска адвокатов иностранных государств к осуществлению адвокатской деятельности на территории Украины .
Проектом Закона предусмотрено, что адвокат иностранного государства приобретает право на занятие адвокатской деятельностью на территории Украины с момента включения сведений о нем в Единый реестр адвокатов Украины. С этой целью адвокат иностранного государства обращается с соответствующим заявлением в квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатуры, перед которой должен доказать получения права на занятие адвокатской деятельностью в соответствующем иностранном государстве.
Адвокат иностранного государства, сведения о котором включены в Единый реестр адвокатов Украины, осуществляет адвокатскую деятельность на территории Украины без ограничений, в том числе относительно возможных видов адвокатской деятельности. На адвоката иностранного государства распространяются все установленные законом профессиональные права и обязанности адвоката, гарантии адвокатской деятельности.
Правовые отношения в этой сфере регулируются Конституцией Украины, Законом Украины «Об адвокатуре», который предлагается признать утратившим силу.
Реализация положений Закона в случае его принятия потребует внесения изменений в ряд действующих правовых актов Украины.
Скачать полный текст законопроекта можно по ссылке.
Похожие статьи:
Вопросы ЖКХ → Минрегион предлагает ввести пеню за несвоевременную оплату коммунальных услуг
Новости → В чернобыльской зоне будет построено хранилище ядерных отходов
Новости → В Украине готовятся акции протесты против возможного ограничения социальных льгот
Правовая защита → В Раду внесен законопроект о реформе нотариата
Правовая защита → В Украине будет государственная монополия на лотереи
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями