О том, что система предоставления коммунальных услуг в нашей Украине, мягко говоря, далека от совершенства, знают все. Давайте выбирать стратегию нашего поведения.
«Быть, или не быть? Вот в чем вопрос!»
В. Шекспир «Гамлет»
О том, что система предоставления коммунальных услуг в нашей Украине, мягко говоря, далека от совершенства, знают все. Давайте выбирать стратегию нашего поведения.
Начнем с правового аспекта. Согласно действующему законодательству Украины, в частности, закону Украины «О защите прав потребителей», а так же части 3 статьи 20 закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» между поставщиком и потребителем услуг должен быть заключен договор.
Существенными условиями договора являются те, без согласования которых договор вообще не считается заключенным:
1) наименование сторон;
2) предмет договора;
3) исчерпывающий перечень жилищно-коммунальных услуг, тарифы и их составляющие на каждую из этих услуг, общая стоимость услуг;
4) порядок уплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги;
5) порядок перерасчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
6) права и обязанности сторон;
7) порядок контроля и отчета сторон;
8) порядок измерения объемов и определение качества предоставленных услуг;
9) определение точек распределения, в которых происходит передача услуг от исполнителя/производителя потребителю;
10) порядок обслуживания сетей и распределение полномочий относительно их эксплуатации и восстановления (ремонта);
11) условия доступа в квартиру, дом, помещение, на земельный участок для устранения аварий, неполадок, осмотра сетей, снятия контрольных показателей средств учета;
12) порядок осуществления ремонта;
13) ответственность сторон и штрафные санкции за невыполнение условий договора;
14) порядок решения споров;
15) перечень форс-мажорных обстоятельств;
16) срок действия договора;
17) условия изменения, пролонгации, прекращения действия договора;
18) дата и место заключения договора.
Кроме существенных условий договора в нем могут быть другие условия по согласованию сторон.
Естественно, что этого же требует постановление Кабинета Министров Украины №630 от 21.07.2005 г. (с изменениями согласно постановлению Кабинета Министров Украины №1268 от 31.10.2007 г.) «Об утверждении правил предоставления услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей водой и водоотведения и типового договора о предоставлении этих услуг» (далее Правила). В этих Правилах приведена типовая форма договора, если его нет, то вы можем быть абсолютно уверенными в том, что опрометчиво отданные деньги вам потом не вернет никто!
Давайте зададимся двумя вопросами, во-первых, кому и, во-вторых, за что мы платим? На первый вопрос ответ таков, есть оформленный по закону договор о предоставлении услуг – платим, нет такового - не платим!
Для правильного ответа на второй вопрос рассмотрим механизм предоставления этих «услуг». Система централизованного снабжения населения теплом и горячей водой превратилась в систему захоронения их немалого количества в окружающую нас среду. Причем все эти сверхнормативные потери включены в расчет тарифов, хотя поставщик пытается уверить нас в том, что потери сверх норм лежат, якобы, вне тарифа, т.е. на нем. Но это не так. Эти сверхнормативные потери входят в расчет тарифов, поскольку фиксируются средствами измерений поставщика. Это вода и тепло, ушедшие через ненормативные дырявые и «лысые» трассы, а так же зарплата работникам, которые в авральном порядке латают все это трассовое безобразие. Таким образом, поставщик «повесил» эти потери на нас с вами. Плюс, конечно же, 13% законно нормированных потерь. Вот такой принцип «хозяйствования».
Теперь о нормах потребления. О том, что нормы потребления холодной и горячей воды явно завышены, красноречиво говорит статистика показаний водяных счетчиков потребителей. Также неоспорим факт меньших затрат при индивидуальном отоплении и горячем водоснабжении в сравнении с оплатой по тарифам.
Тариф на горячую воду рассчитан на температуру 55 градусов и норму потребления 105 л. (13 восьмилитровых ведер на одного человека ежесуточно!). При потреблении каждым из нас ежесуточно даже 35 л. горячей воды (не забудем, что она смешивается при пользовании с холодной) мы должны платить 105/35 = 3, т.е., как минимум, в 3 раза меньше тарифа! А если учесть качество этой услуги, то и того меньше (часто вместо горячей воды долго идет холодная и грязная). Поставщик холодной воды считает, что каждый из нас потребляет и утилизирует (канализация) в сутки 195 л. (24,4 восьмилитровых ведер!). Не знаю как вы, а я глубоко сомневаюсь в таком потреблении.
Кроме того, как горячая, так и холодная вода не удовлетворяют требованиям ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль над качеством». Об этом свидетельствуют неоднократные заявления в СМИ санитарных врачей о случаях наличия в наших трубопроводах возбудителей гепатита, брюшного тифа и прочей заразы. Хорошим мерилом «качества» этой воды является обычный бытовой чайник - общенародно доступный индикатор. Питьевую воду мы давно уже покупаем на рынке, т.е. поставщик нам ее не поставляет. Следовательно, расчет тарифа на поставляемую воду должен быть с учетом меньшего ее количества и непригодности к питью (техническая вода).
С тарифом на отопление нашего жилья дело обстоит не менее интересно:
1.Оказывается, в этот тариф почему-то попала милость Всевышнего, посылающего нам теплые сутки в довольно продолжительную часть отопительного сезона. Милость Всевышнего бесплатна! Ее надо бы исключить из тарифа, уменьшив оплату соответствующим образом. Иными словами, если действительная температура выше расчетной температуры по региону, то оплату нужно соответственно уменьшить, если ниже – увеличить, т.е. при расчете с потребителем корректировать тариф на действительную среднемесячную температуру. Для этого не надо ни большого ума, ни титанических усилий. Но поставщик на это не идет по вполне понятным причинам - уменьшать не хочется, а на увеличение нет оснований, средняя действительная температура окружающего воздуха в отопительный сезон давно уже выше принятой к расчету по регионам.
2.Кроме того, поставщик считает, что им отапливается весь объем здания, в том числе и нежилые его части. Видимо все расчеты тепловых нагрузок домов производились примерно в конце 60-х начале 70-х годов, когда в подъездах были радиаторы отопления, двери и застекленные окна. Но если сейчас там нет отопительных радиаторов, зачем эти площади учитывать в расчете тепловых нагрузок?
3.Совершенно необоснованно не учитываются довольно значительные внутренние выделения тепла в домах (газовые горелки, холодильники, утюги, электрические лампочки, компьютеры, телевизоры, электрические фены, мы с вами и т.п.). Получается, что в отопительный сезон поставщик отапливает «мертвый» город до +18 нормативных градусов. Согласно вышеупомянутым Правилам, температура в нашей квартире должна быть не ниже 18-ти градусов. Представить же себе нашу квартиру зимой без периодически включаемой на отопление газовой печки или электронагревателя можно только в сладком сне, либо при зиме, похожей на нехолодную осень. А все дело заключается в пониженной температуре радиаторов отопления (зачастую ночью). Практикуется умышленное отключение в домах части стояков отопления на довольно продолжительный «ремонтный» период. Вся эта «экономия» называется проще – воровство!
Доказательства того, что нам подают не всю горячую воду и тепло буквально лежат на поверхности, например: проталины с зеленой травой в зиму над теплотрассами, лысые трубы этих теплотрасс, рукотворные гейзеры, парующие колодцы и подвалы домов, куда течет холодная «питьевая» водичка и не утилизированные нечистоты другого поставщика услуг. Зачем спрашивается особо напрягаться, когда твои огрехи оплачены не тобой? Как метко говорят в народе - Не слабо! Проще говоря, все мы, плательщики, невольные участники «коммунального лохотрона»! То, что за услугу необходимо платить, говоря жаргонно, «ясно и ежу». Причем согласно закону оплата должна производиться «…по фактической цене услуги, с учетом ее количества и качества».
Но законы в нашей стране, оказывается, писаны не для всех. Вопрос, какие из нормативных параметров услуг нарушаются поставщиком? Жизненные наблюдения дают такой ответ – почти все! Кому жаловаться? Мнение самих поставщиков, что им же! Они конечно в обязательном порядке рассмотрят нашу жалобу, дадут в ответ продуманно запутанную отписку и оставят, все как было, без изменения. Если быть очень настойчивым то, может быть, что-то и предпримут. Некоторым из нас, после долгих мытарств по их конторам, приходит крамольная с их точки зрения идея - вообще отключиться от горячей воды и отопления (от холодной воды не отключишься хотя бы по сантехническим соображениям). Понимая, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, переходим к действиям.
Накопили денег? За дело! Устанавливаем счетчики газа и холодной воды, электрический водонагреватель. Отрезаем и завариваем у себя в квартире ввод горячей воды, отключаем радиаторы отопления, изолируем теплоизоляцией транзитные стояки, приходим к поставщику и гордо заявляем о том, что отныне будем жить без его «услуг». В ответ мы слышим угрозы привлечения нас к ответственности за «…нарушение теплового баланса» замороженного ими же дома. Абсурд! Из курса элементарной физики известно, что тепло переходит от тела более горячего к более холодному, т.е. если температура в квартире с индивидуальным отоплением выше, чем у замороженных вокруг соседей, то кто кого греет, как говорится, «понятно и ежу».
Вот еще один шедевр! Типовой «ученый вывод», почерпнутый из СМИ от коммунальных бонз «…массовая установка индивидуального отопления связана со значительным перерасходом природного газа по стране в целом!». Вспомним про нашего «понятливого ежика». Он твердо знает, что сожженный в индивидуальном или придомовом котле газ не нужно будет сжигать на центральной котельной, в которой еще нужно сжечь дополнительно газ на нагрев огромной, а главное, далеко неблагополучной теплотрассы. Поэтому наш «понятливый ежик» твердо, а главное правильно, убежден в экономии при индивидуальном отоплении, причем экономии весьма немалой. А вот и табличка «понятливого ежика»:
Отопление - смотри и сравнивай.
Коммунальная система
|
Индивидуальная система
|
Технические средства и материалы для содержания и ремонта теплотрасс, теплопунктов и котельных. Зарплата рабочих и служащих. Прибыль.
|
Отсутствует.
|
Не учитываются в расчете тарифов внутренние выделение тепла в зданиях - газовые плиты, утюги, телевизоры, компьютеры, фены, лампы освещения, холодильники, люди и т.д.
|
Отсутствует.
|
Не учтено отличие действительной температуры наружного воздуха от расчетной (не производится соответствующий перерасчет оплаты).
|
Отсутствует.
|
Потери тепла и теплоносителя при транспортировке к удаленным потребителям.
|
Отсутствует.
|
Электроэнергия на питание электродвигателей насосов и другого вспомогательного оборудования.
|
Отсутствует, либо практически отсутствует.
|
Зависимость отопления отдельного потребителя (или группы) от состояния трасс, внутридомовых труб, а также труб и радиаторов отопления соседей. Неизбежная коррозия стальных труб теплотрасс.
|
Отсутствует.
|
Пойдем дальше. Пусть стоимость газа одна и та же для обеих систем. Решим школьную задачку. При обосновании тарифов поставщики утверждают, что доля сожженного природного газа в общей стоимости затрат составляет около 50%. Остальные 50% - дополнительные затраты. В индивидуальном отоплении около 82% газа (с учетом реального КПД системы) идут в дело. Теперь считаем 82/50=1,64. Грубо говоря, стоимость центрального отопления в 1,64 раза выше, чем индивидуального. Жаргонно выражаясь, «убойный факт» для ревнителей центрального отопления! А факт, как известно, вещь упрямая. Реальная экономия и того больше! Можно дальше говорить о чем угодно, но приведенный расчет неопровержим!
Но это еще не все! Если мы живем на последнем этаже, то наш враг крыша, точнее вода от дождя и снега, попадающая в незалатаные дыры в крышах. Если на первых этажах, то наш враг подвал, а точнее то содержимое, которым его наполняют за наши деньги соответствующие «поставщики услуг». На сырой благодатной почве этих теплых подвальных болот развелись тучи комаров, не дающих жителям покоя по ночам в период весна-осень. Причем летные качества этих насекомых таковы, что они легко забираются в квартиры верхних этажей. Помимо того, что такие подвалы издают запах отнюдь не духов «Ша Нель №5», они еще являются мощными источниками инфекции. В таких подвалах бомжи не селятся! Самым опасным является размягчение почвы под фундаментом дома! Террористы, говоря жаргонно, «просто отдыхают»!
Теперь вопрос, кто ремонтировал наши дома за все время их существования? За это время все мы потратили на ремонт квартир, стояков отопления, подвалов и крыш приличные деньги. Где же значительная часть средств, отпущенных на текущие и капитальные ремонты? Конечно, что-то делалось, но в крайних случаях, да и то «под нажимом» и в незначительном количестве. К асфальту перед домами применим стоматологический диагноз – запущенный кариес.
Подведем итог. На приведенный в эпиграфе знаменитый вопрос принца Гамлета ответ очевиден - Быть однозначно (куда же денешься)! Как быть? Вот в чем вопрос!
А ответ таков - Судебные иски по возмещению нанесенного материального, физического и морального вреда следует подавать не им на нас, а нам на них! Юридически, почти вся их «хозяйственная деятельность» есть умышленное причинение материального и морального вреда, а так же нанесение вреда здоровью.
Для тех, кому нужны технические подробностии интересен вопрос: «Как быть?» +380507754128
P.S. Не зря наша коммунальная сфера приезжих иностранцев повергает в шок. «No comment!» от них говорит сам за себя!
Похожие статьи:
Вопросы ЖКХ → Перерасчет платы за отопление? Элементарно!
Вопросы ЖКХ → Как увели копейки у потребителей тепла
Вопросы ЖКХ → В ожидании холодных батарей
Правовая защита → Ваши права нарушены? Мы вам поможем
Вопросы ЖКХ → Тарифы за тепло ЛГКП "Теплокоммунэнерго" завышенны вдвое
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями