Автор: Олег Перетяка
На последней сессии Луганского областного совета депутаты утвердили Региональную целевую комплексную программу развития системы здравоохранения Луганской области на 2011-2014 гг.
В тот день из уст председателя облгосадминистрации В.Пристюка мы узнали, что Луганская область тратит на здравоохранение 1,7 млрд. грн. в год. Оказывается, что медицина в нашем регионе финансируется гораздо лучше, чем в Донецкой, Львовской или Запорожской областях, а по качеству оказания медицинской помощи мы занимаем одно из последних мест в Украине. По мнению руководителя облздрава П. Малыша 900 больничных коек попросту не функционируют. Теперь в некоторых городах, как, например, в Александровске, больничные отделения используются как ночлежки для бомжей. Как же так получается: наши отцы области рассказывают нам, как они из года в год тратят все больше и больше бюджетных средств на региональное здравоохранение, а отрасль работает все хуже и хуже? Отчего так бездарно тратятся наши бюджетные деньги? Почему десятилетиями «простаивают» сотни больничных коек? Когда медицинская отрасль будет работать на больных людей, а не только на сохранение себя? Почему отцы области меняют медицинских начальников как перчатки, а пациенты не могут получить качественной и доступной медицинской помощи? Вопросов у жителей Луганщины к местной власти много, только на них никто в «доме с шарами» (здании обладминистрации и облсовета) отвечать по существу и не собирается. Не с кого спросить.
13.01.2011 г. журналисты области получили рассылку из облгосадминистрации пресс-релиза с названием «Аспекты реформирования системы здравоохранения Луганской области», где местная власть рассказала о своих планах развития медицинской отрасли на четыре года вперед. Непосвященному в проблемы организации здравоохранения трудно понять и оценить намерения власти. Поэтому возьмем на себя смелость проанализировать и прокомментировать доступные к обсуждению чиновничьи прожекты. Другими словами, мы выступим в качестве оппонента-эксперта и попробуем разъяснить нашему читателю суть предлагаемого развития луганской медицины.
В пресс-релизе написано, что будет делать областная власть со здравоохранением в текущем году и ожидаемые результаты от «реформы» в 2014 году. Чтобы читателю было удобно знакомиться с планами неизвестного чиновника и мнением эксперта, позволим свести эту информацию в следующую таблицу.
Выдержки из Региональной программы |
Мнение эксперта |
«Учреждения первичного звена, которые раннее финансировались за счет сельских и поселковых советов передаются на финансирование из районных и городских бюджетов, что позволит улучшить материально-техническую базу этих учреждений и не допустить задержек с выплатой заработной платы медицинским работникам первичного звена». |
Где здесь развитие отрасли вперед, если 15 лет назад все сельские медицинские учреждения финансировались из районных бюджетов, а сельская медицина как была раньше в «загоне», так там и осталась? Если это делается, чтобы «не допустить задержек с выплатой заработной платы медицинским работникам первичного звена», то какое отношение это имеет к «развитию» или «реформированию» отрасли? |
«В течение 2011 года часть коечного фонда (600 коек) районных и городских больниц будет реорганизована… В процессе оптимизации коечного фонда никто из медработников трудоспособного возраста не попадет под сокращение, все будут трудоустроены» |
Сейчас в отрасли работает 28,5% лиц пенсионного возраста и доля этой категории постоянно растет. Дефицит специалистов в отрасли составляет 34,3 %. Нормативы коек и медработников в больницах строго регламентированы. Кто же будет работать после сокращения больничных коек и врачей-пенсионеров? |
«В текущем году на первом этапе 16 областных однопрофильных медицинских учреждений с коечным фондом 515 коек будут переданы на финансирование из бюджетов городов и района…
Оптимизация сети специализированных медицинских учреждений позволит привести их коечных фонд в соответствие с потребностями населения».
|
Если 600 коек в районах и городах области уже собираются «реорганизовать», то зачем нужно передавать туда еще 515 коек областных учреждений? Ответ очевиден: чтобы их потом «реорганизовать» на местах.
Интересно увидеть того чиновника, который изучал медицинские «потребности» населения, ради которых и затеяна «оптимизация» сети.
|
«Оснащение дорогостоящим медицинским оборудованием областных лечебных учреждений предполагает:
- эксплуатацию ангиографа…
- эксплуатацию эндоскопической хирургической стойки…
- эксплуатацию мобильного аппарата УЗИ…
- эксплуатацию томографа…
- эксплуатация прозрачного стола». |
Наши бюрократы не видят разницы между понятиями «оснащение» и «эксплуатация». Они нас пытаются убедить, что покупка медицинского аппарата это и есть реформа. Поэтому луганские чиновники покупают втридорога оборудование, которое порой длительно пылится, чтобы потом можно было разработать программу «развития» и начать эксплуатацию когда-то приобретенной техники. |
«Ожидаемые результаты реализации Программы:
- снижение уровня смертности от инфарктов и инсультов - на 15-17 %; от онкологических заболеваний – на 12-15 %; от травм и отравлений - на 12-15 %, инвалидности от этой патологии – на 7-10 %; уровня материнской смертности - на 8-10 %, младенческой смертности – на 17-20 %;
- организация эффективной вертикали управления учреждениями первичной медико-санитарной помощи;
- создание условий для предоставления качественной медпомощи больным заболеваниями кожи, психическими и наркологическими расстройствами;
- обеспечение через 8-10 лет медицинских учреждений кадрами». |
Хотелось бы уточнить у неизвестного разработчика, с какого потолка он списывал эти проценты? О какой «эффективности» первичной медико-санитарной помощи можно говорить, если вся реформа ее сводится к переносу трудовых книжек медицинских работников из сейфа головы сельсовета в сейф главного врача района?
Если ожидаемые результаты сводятся к созданию условий для предоставления качественной медпомощи различным категориям больных, то в Региональной программе фактически нет ни ресурсов, ни механизмов для создания этих «условий».
Программа намечена на 2011-2014 гг., а для ее реализации медицинскими кадрами планируют обеспечить отрасль через 8-10 лет. Ха-Ха-Ха!
|
Мы недолго искали аналогию наблюдаемым процессам в луганском здравоохранении. В медицинской практике используется термин «импотенция» (лат.impotens — бессильный, слабый), что означает расстройство половой функции. В нашем же случае, применительно к луганским руководителям, управляющим охраной здоровья, этот термин более уместен не к половой, а к мозговой функции. Нет элементарного у местной власти – силы воли, с одной стороны, и профессионализма, с другой. В итоге, десятилетиями в «доме с шарами» сидят одни и те же бюрократы, «развивающие» луганскую медицину, а в итоге получается не здравоохранение для людей, а полный развал отрасли – здравозахоронение. Далеко за примерами ходить не будем – они под боком.
С 1999 г. областное здравоохранение начал реформировать Юрий Хунов, предварительно развалив медицину Сватовского района, о чем не раз писалось в местной прессе на рубеже веков. В том году за безобразия в руководстве здравоохранением сельского района Хунова нужно было снимать с должности главного врача. Комиссия, проверявшая деяния молодого руководителя, дала ему полгода на исправление, однако тогдашний председатель облгосадминистрации А.Ефремов (ныне – народный депутат) срочно Хунова переводит в кресло областного медицинского начальника. С тех пор баловень судьбы более десятилетия бродит как неприкаянный по коридорам областной власти, занимая кресла: то начальника управления здравоохранения, то заместителя губернатора, а теперь - заместителя председателя облсовета.
Чиновник Ю.Хунов не только «руками водил» (т.е. руководил) по луганской медицине, но успел, не покидая своего кабинета, еще защитить докторскую диссертацию по стратегии реформирования областного здравоохранения. Можно было бы и приветствовать усердия активного бюрократа и перспективного ученого, только результаты работы этого «стратега» печальны: он развалил не только отрасль в отдельном районе, теперь аналогичную ситуацию можно наблюдать и по всей Луганщине.
С 2002 г. к реформе областного здравоохранения свою руку приложил и нынешний губернатор Владимир Пристюк, последовательно меняя кабинет заместителя председателя облгосадминистрации на все кабинеты руководства областного совета. Вместе с Хуновым он в 2002 г. проводил кампанию по переводу из местного (городского и районного) бюджета десятки специализированных медицинских учреждений на областной бюджет. Тогда свое решение аборигены «дома с шарами» мотивировали тем, что «специализированная помощь – это третичный уровень», который должен финансироваться из областного бюджета. Теперь же, через десять лет, нынешние «реформаторы», забыв свои посылы, что «специализированная помощь – это третичный уровень», твердят о необходимости возвращения тех же учреждений местным громадам. Видимость бурной деятельности наших чиновников, переливание из пустого в порожнее – это все, на что способны луганские бюрократы.
За что бы не брались наши герои, ничего не доводили до логического конца. В начале века они начинали «внедрять» семейную медицину в местное здравоохранение. Пошумели-пошумели, для видимости купили немного аппаратуры для нескольких сельских амбулаторий. Добавив в название «врачебная амбулатория» слово «семейная», решили внедрение семейной медицины на том и закончить.
Три года назад чиновники разработали очередную пустышку - «Концепцию реформирования специализированных лечебно-профилактических учреждений Луганской области». Смысл ее состоял в организации мифических «центров», которые объединили бы все областные специализированные (онкологические, дермато-венерологические, психиатрические и прочие) диспансеры. Эта затея провалилась с треском. Ответственность за свой провал аборигены «дома с шарами» переложили на начальника отраслевого управления, поменяв одного козла отпущения на другого.
Нынешняя Региональная программа развития отрасли – реализация все той же бесперспективной концепции реформирования здравоохранения. Ума у наших чиновников «оптимизировать» больничные койки специализированных диспансеров не хватило. Теперь свою головную боль они решили передать местным громадам. Поэтому в 2011 г. «реформаторы» будут возвращать диспансеры на финансирование из местных бюджетов.
На медиа-конференции, проводимой П.Малышем, журналисты поинтересовались у последнего: «Зачем же передавать койки областных специализированных медицинских учреждений городам и районам, если им такое же число своих коек нужно сокращать». Ответ был довольно оригинальным, смысл которого состоит в том, что на местах нужно открывать хосписы. Напомним читателю, что хоспис — медицинское учреждение, в котором безнадёжно больные пациенты получают достойный уход. Зная, какую «достойную» помощь и уход получают пациенты в луганских стационарах, не трудно представить, что получат больные, отнесенные к категории «безнадежных».
К сожалению, каждые 1-2 года меняются начальники областного здравоохранения, а истинные «реформаторы» отрасли десятилетиями занимают номенклатурные кресла в «доме с шарами» - цитадели областной луганской власти. Процесс же, ими организованный, очень символичен: здравоохранение области превращается в сплошной хоспис, а население региона – в безнадежных пациентов. Меня такая перспектива совсем не радует. А Вас?
Похожие статьи:
Вопросы ЖКХ → Тарифы за тепло ЛГКП "Теплокоммунэнерго" завышенны вдвое
Общество → Список депутатов Артемовского районного в г. Луганске совета
Новости → В Луганске подорожает проезд
Общество → Список депутатов Луганского городского совета (6 созыв)
Новости → Если бы сегодня у власти была
При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями