Внутри матрицы

5 мая 2013 - Администратор
article3095.jpg

Агентство национальной безопасности (АНБ) США строит крупнейший в мире центр слежения за электронными коммуникациями.

 

Материал основан на сокращенном переводе статьи Джемса Бенфорда опубликованной в американском журнале Wired.

 

Блафдейл, штат Юта, расположен в чашеобразной долине, в тени горного хребта Уосатч на востоке и Куирских гор на Западе. Это – сердце мормонских земель. Религиозные первопоселенцы прибыли сюда более 160 лет назад. Современный Блафдейл служит обителью крупнейшей секты полигамистов, The Apostolic United Brethren, которое насчитывает порядка 9 тысяч последователей.



Сегодня, впрочем, сюда едут не только богоискатели, но также скрытные и немногословные чужаки. Подобно верующим полигамистам, они тоже сосредоточены на расшифровке тайных и только им понятных посланий.


Армия строителей закладывает фундамент храма новоприбывших – гигантского комплекса, который превысит размеры вашингтонского Капитолия в пять раз. Вместо библий, пророков и паствы, его заполнят сервера, вооруженные охранники и эксперты компьютерной разведки, которым предстоит вслушиваться не в откровения небес, но бесконечность информации, которая проносится по телекоммуникационным сетям мира.


По заказу АНБ, в Блафдейле строят Датацентр Юты. Его цель: перехватывать, дешифровать, анализировать и хранить данные со спутников, наземных, подземных и подводных кабелей; региональных, национальных и международных сетей.

 



Укреплённый центр (на фото выше) стоимостью $2 млрд. начнёт работу в сентябре 2013-го года. В его базу данных будут записываться все виды коммуникаций, включая вашу личную переписку, звонки с мобильных телефонов, поисковые запросы, товарные чеки, квитанции за парковку, маршруты передвижений.     



После 11-го сентября АНБ переживает настоящий ренессанс. Впервые со времён Уотергейта оно направляет свою разведку на гражданское население, открыв пункты прослушки по всей стране; создав суперкомпьютер для вскрытия шифров; запустив центр, где будут храниться триллионы слов, мыслей и шепотов.



Речь больше не идёт сугубо о правительствах или политических организациях. Целью становится каждый, кто участвует в коммуникации.

 

6-го января 2011-го года в Солт-Лейк-Сити прибыл Джон К. Инглис, замдиректора АНБ, человек, который руководит ежедневными операциями Агентства по всему миру. Вскоре он отправился на пресс-конференцию, чтобы пустить пыль в глаза репортёрам, которые уже прозвали строящийся комплекс «шпионским центром».

«Это учреждение является произведением искусства, которое направлено на то, чтобы обеспечить национальную кибер-безопасность», говорит Инглис.

Датацентр Юты будет оснащён продвинутой системой безопасности: антитеррористической защитой стоимостью $10 млн., включающей в себя ограду, способную выдержать таран транспортным средством, которое весит 7 тонн и движется на скорости 80 км/ч; системой видеонаблюдения и биометрической идентификации; центрами контроля транспортных средств и посетителей.    

Центр будет включать в себя четыре серверных зала, каждый – площадью 7,62км². Под техподдержку и администрацию отводится 275км². В случае аварийных обстоятельств, цистерны с горючим смогут поддерживать электрогенераторы в течение трёх суток. Помимо этого, здесь будет собственная электростанция – чтобы функционировать, Датацентру Юты потребуется 65-мегаватт энергии ежегодной стоимостью $40 млн. Остужать все эти мириады помещений и серверов будут многотонная система кондиционирования и собственное водохранилище, перегоняющее 6500 литров жидкости в сутки.  

Учитывая, что терабайт информации может быть сохранён на носителе размером с мизинец, остаётся только гадать, сколько данных будет храниться в Блафдейле. Согласно отчётам Министерства Обороны, Пентагон пытается расширить свою коммуникационную сеть, известную как Global Information Grid, так, чтобы мочь оперировать йоттабайтами – в настоящий момент, максимальной единицей измерения информации.

Согласно отчёту Cisco, с 2010-го по 2015-й год глобальный интернет-траффик увеличится в 4 раза, достигнув 966 эксабайт*. Чтобы вообразить себе эти объемы, достаточно понять, что все знания человечества от начала времён и до 2003-го года умещаются в пяти эксабайтах*. По состоянию на 2011-й год, более 2 млрд. (~29%) из 6.9 млрд. населения Земли были подключены к Сети. Исследование IDC прогнозирует, что к 2015-му году эта цифра возрастёт до 2.7 млрд. Иными словами, АНБ действительно нуждается в большом складе.

 

 

Данные, хранящиеся в Блафдейле, будут представлять собой нечто большее, чем мировое собрание миллиардов сайтов. В гораздо большей степени АНБ интересует т.н. невидимая сеть, или глубокий веб – всё то, что находится за пределами общего доступа: данные, защищённые паролями, правительственные коммуникации, обмен файлами между доверенными пользователями...

«Глубокий веб содержит правительственные отчёты, базы данных и другие ценные источники информации, – говорится в отчёте Defense Science Board.  – Мы нуждаемся в альтернативных средствах обнаружения данных глубокого веба. Похищение засекреченной информации потенциального противника – эта та область, в которой разведка чувствует себя как рыба в воде». Вот только в том, каким образом Агентство собирается определять «потенциального противника».

Прежде, чем йоттабайты данных потекут на сервера нового центра АНБ, они должны быть как-то собраны. С этой целью Агентство установило комнаты электронного мониторинга у ведущих провайдеров связи.

Чтобы легализовать эту деятельность и обойти Федеральный суд разведки и наблюдения (FISC), который санкционирует высокоточную прослушку, Конгресс одобрил соответствующие поправки*. Они освобождают от уголовной ответственности тех провайдеров, которые согласны сотрудничать с разведкой.

Факт «национальной прослушки» стал известен ещё при администрации Буша, но её масштабы открываются только сегодня. Впервые бывший сотрудник АНБ прокомментировал проект под кодовым названием «Звёздный ветер».

Уильям Бини был ведущим крипто-математиком АНБ. Он ответственен за автоматизацию международной прослушивающей сети Агентства. В течение 40 лет он занимался тем, что расшифровывал коды и обнаруживал новые способы перенаправлять миллиарды частных звонков и писем в базы АНБ. В качестве начальника и со-основателя Центра Автоматизированных Исследований Разведсигналов*, Бини спроектировал большую часть той инфраструктуры, которая используется сегодня для перехвата коммуникаций.   

Он объясняет, что Агентство могло установить два десятка своих передатчиков по периметру США – на станциях, где оптоволоконные кабеля выходят на берег. Это позволило бы ограничить прослушивание интернациональными коммуникациями, что, собственно, и требовал тогда закон.

Вместо этого Агентство установило прослушку на всех ключевых узлах связи страны, – в больших и безоконных зданиях, т.н. переключателях, – что открыло ему доступ и к инфо-траффику обычных граждан.

В 2006-м году ходил слух, что в одном из помещений провайдера AT&T в Сан-Франциско находится станция перехвата. Бини подтверждает эту информацию. «Такие станции расположены по всей стране. Всего штук 10-20 станций».

Чтобы перехватывать спутниковые коммуникации внутри и за пределами США, Агентство мониторит наземные станции AT&T, а также спутниковые приемники в Роринг Крик и Солт Крик. Тройка 32-метровых тарелок в Роринг Крик отвечает за большую часть коммуникаций США с Европой и Ближним Востоком. Солт Крик обслуживает каналы связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Азией.     

Бини утверждает, что действия АНБ – антиконституционны, а «Звёздный Ветер» – куда более масштабен, чем было заявлено публике. Ещё в начале этого проекта рекордеры Агентства записывали в сутки порядка 320 млн. гражданских звонков внутри США, что составляло 73-80% международных перехватов АНБ.

Софт, установленный на станциях прослушки по всей стране, осуществляет «глубокую инспекцию» информации, которая мчится по 10-гигабитным кабелям со скоростью света. Этот софт был разработан компанией Narus*, и удалённо контролируется из штаба в Форте Мид, Мэриленд. Он ищет адреса, координаты, телефонные номера, а также заданные имена, ключевые слова и фразы. Любые подозрительные коммуникации – особенно с участием тех, кто включён в базу данных Narus – автоматически копируются и передаются в Агентство.

Кроме того, АНБ получило доступ к частным и международным счетам клиентов двух основных провайдеров связи в США – AT&T и Verizon. Эти счета содержат информацию о том, кто, кому и когда звонил.

Бини предлагал систему мониторинга, которая зависит от удалённости того или иного субъекта от цели, т.е. чем дальше ты от подозреваемого субъекта, тем меньше за тобой следят. Агентство отвергло эту идею, и хочет записывать всё. «Речь шла о том, чтобы справиться с 20 терабайтами перехваченной информации в минуту, – говорит Бини. – Мы предлагали различать нужную и не нужную информацию. Вместо этого – они просто хранят всё, что собрали».

После того, как коммуникации перехвачены и сохранены, начинается анализ данных. Всё, что делает человек, превращается в график. АНБ получает всё более детальную картинку человеческих жизней.

Агентство также занимается перехватом телефонных звонков в реальном времени. По словам Адрин Кайн, которая работала голосовым перехватчиком до и после 11-го сентября на одном из объектов Агентства в Джорджии, «атаки на Всемирный Торговый Центр отменили какие-либо правила». «Ты сидишь и слушаешь все эти интимные разговоры, – рассказывает Кайн. – И это всё равно, что читать чужой дневник».

Правительственный шпионаж за собственным населением содержит соблазн злоупотребления властью в политических целях. Примером тому служит президент Никсон, который прослушивал своих противников во время Уотергейта и приказывал АНБ шпионить за антивоенными активистами.

Прежде чем уволиться, Бини пытался создать сфокусированную систему наблюдения, которая санкционировалась бы решением суда. «Я даже предлагал автоматизировать процесс запроса и получения ордера, – говорит Бини. – Но такая система требовала координации с судами. АНБ этого не хотело». В итоге, после 11-го сентября, Агентство перехватило 15-20 триллионов коммуникаций. «Мы в миллиметре от тоталитарного государства», заключает Бини.

 

Составлящие компоненты системы слежения АНБ

1. Геостационарные спутники
Четыре спутника, рассредоточенные по всему миру, осуществляют мониторинг раций, мобильных телефонов и радиочастот. Их софт позволяет таргетировать наблюдение, сосредотачиваясь на конкретных регионах и людях.

2. Центр Аэрокосмических Данных, военная база Бакли, Колорадо
Сюда поступают данные, полученные с геостационарных спутников, и других космических аппаратов, а также зарубежных постов прослушки. 850 сотрудников. 

3. АНБ Джорджия, Форт Гордон, Августа, Джорджия
Перехват сигналов из Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Кодовое имя «Сладкий чай». 4000 перехватчиков, операторов и аналитиков.  

4. АНБ Техас, военная база Лакленд, Сан Антонио 
Перехват сигналов из Латинской Америки, Ближнего Востока и Европы. 2000 сотрудников. Здесь располагается бэкап Датацентра Юты.

5. АНБ Гавайи, Оаху
Перехват сигналов из Азии. Кодовое имя – «Дыра». 2700 сотрудников.

6. Посты внутренней прослушки
Комнаты мониторинга при операторах связи в США.

7. Зарубежные посты прослушки
Комнаты мониторинга на ключевых узлах связи за пределами США.

8. Датацентр Юты, Блафдейл, Юта
Главное хранилище данных.

9. Мультипрограммные исследования, Оук Ридж, Теннесси
Более 300 учёных и компьютерных техников создают здесь супермашины.

10. Штаб АНБ, Форт Мид, Мериленд
Здешние аналитики вскрывают данные из Блафдейла и готовят отчёты.


Несмотря на всё вышесказанное, у нас по-прежнему имеется технология, предотвращающая беспрепятственный доступ государства к частным данным: шифрование. Каждый – от террориста и торговца оружием до корпораций и обычных пользователей электронной почты – может использовать его, чтобы спрятать свои данные в защищённых оболочках.

Самым надёжным и распространённым стандартом шифрования на сегодняшний день является трёхуровневый Advanced Encryption Standard: 128, 192 и 256 бит. Он считается настолько надёжным, что им пользуется и само АНБ.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что компьютерная атака* на этот алгоритм – попытка открыть шифр, посредством авто-подбора комбинации за комбинацией – займет больше времени, чем возраст Вселенной*. 

Вскрытие сложных математических оболочек вроде AES – одна из ключевых причин строительства нового центра в Блафдейле. Криптоанализ подобного рода требует двух важных компонентов: сверхскоростных компьютеров, атакующих зашифрованные сообщения, и, собственно, огромное количество этих самых сообщений. Чем больше у тебя сообщений, тем вероятнее компьютер обнаружит в них контрольные паттерны.

Пока АНБ свозит в Юту лучших шифровальщиков страны, в другой части США, Теннесси, идёт работа над созданием самого мощного компьютера в истории человечества. Программа High Productivity Computing Systems была запущена в 2004-м как современный эквивалент проекта «Манхеттен». Её цель – создать вычислительную машину, которая будет способна осуществлять квадрильон операций в секунду, т.н. петафлоп.

Как и в случае с проектом Манхеттен, местом для осуществления этого проекта был выбран Оук Ридж. Здесь, в 25 милях от Ноксвилла, был добыт уран-235 – тот самый, который использовался при создании первой атомной бомбы.

Национальная Лаборатория Министерства Энергетики в Оук Ридж продолжает участвовать в секретной войне. Только теперь здесь создают не невероятно мощную бомбу, но невероятно быстрый компьютер. Над проектом работает 318 учёных, компьютерных техников и прочего персонала. Все они располагаются в т.н. Здании 5300 (Multiprogram Research Facility) – пятиэтажной структуре стоимостью $41 млн., и площадью в 65км².       

В 2009-м году американский суперкомпьютер Cray XT5 «Ягуар» достиг вычислительной скорости в 1.75 петафлопс, и, таким образом, стал самым быстрым компьютером на планете. Сам «Ягуар» не является секретной технологией, чего не скажешь о его безымянном и модифицированном собрате из Здания 5300, который специализирован уже конкретно на работу с шифровальными алгоритмами.

В вопросе вскрытия шифра скорость – это всё. Чем быстрее твой компьютер, тем быстрее он может взламывать коды. Несмотря на успехи в Оук Ридж, Агентство считает петафлоп-скорости только началом. Следующая цель – эксафлоп, зетафлоп и йоттафлоп-скорости. 

24 сенатора направили президенту Обаме письмо с просьбой одобрить финансирование компьютерных инициатив Министерства Энергетики на 2013-й год. К концу 2011-го года «Ягуар» достиг скорости 2.33 петафлопс, но, тем не менее, уступил лидерство китайской системе Tianhe-1A (2.57 петафлопс) и японскому компьютеру «К» (10.57 петафлопс).

АНБ хочет получить эксафлоп-компьютер уже к 2018-му году. Для этого в Оук Ридж построен т.н. Multiprogram Computational Data Center – цепь складов, начиненных вычислительными машинами, которые в сумме требуют 200 мегаватт энергии* и 60 тысяч тонн охлаждающего оборудования.

В рамках $250 млн. контракта с Агентством Продвинутых Оборонных Исследований, Cray продолжает работать на АНБ, и обещает выпустить следующую версию «Ягуара», – на этот раз XK6 «Титан» со скоростью 10-20 петафлопс, – уже в 2013-м году. Гонка вычислительных скоростей продолжается.

В своём рассказе «Вавилонская библиотека» Хосе Луис Борхес описывал архив, где собраны все знания человечества, но никто не в состоянии понять из него и слова. Однако библиотека, которую строит АНБ в Блафдейле, не снилась даже Борхесу. И это лишь вопрос времени, когда каждое слово окажется под колпаком.

Похожие статьи:

Колонка главредаИнтернет - не место для секретов

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2920 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]